"Игры и Игрушки" №2-2022
Логоритмика – ключ к успеху
Как помочь ребёнку развить межполушарные связи? Как совместить физическую активность с умственной? Как раскрепостить, зарядить энергией и положительными эмоциями? Ключ ко всем этим вопросам – логоритмика!
В основе логоритмика, как это видно, из самого термина, лежит взаимосвязь движения слова. Со стороны взрослому кажется, чего же проще: похлопать и потопать в такт словам из стихотворения. На самом же деле от ребёнка для выполнения этого задания требуется масса операций. Услышать, понять, послать сигнал от мозга телу, выполнить физическое действие. И это все за доли секунды!
По сути, логоритмическая основа, применяемая в детском развитии, уходит корнями в самую древность. Уже тогда была отмечена польза в совмещении слова и действия. Уже тогда мамы рассказывали детям ритмичные пестушки и потешки, играя с ними. Уже тогда малыши топали и хлопали в такт словам из фольклорных «Сорока-белобока», «Ладушки», «Ехали за орехами».
Современные учёные просто вывели и объяснили все важные и полезные взаимосвязи, которые формируются у ребёнка в процессе логоритмических занятий. Поэтому теперь логоритмика как дисциплина входит в образовательную программу многих специальностей: педагогов дошкольного образования, психологов, логопедов, дефектологов. Как видите, сферы применения элементов логоритмики самые широкие, в зависимости от целей, которые преследует специалист.
Но начинать заниматься логоритмикой как самостоятельной дисциплиной всё же лучше не раньше двух лет. К этому времени у ребёнка формируется довольно большой пассивный (а иногда и активный) словарный запас. Понимание речи взрослого выходит на новый, более совершенный, уровень. А значит, и возможность следовать за текстом – мыслью и движением. Особенно полезны занятия в период с 2,5 до 4 лет, когда происходит активное формирование и развитие речи. Положительную динамику в речи можно заметить после полугода (или более длительного периода) занятий.
Логоритмическое занятие сплошь состоит из музыки, подражания, игр и движения! Программа занятий строится по принципу – от простого к сложному. Постепенно дети знакомятся с предложенным им репертуаром ритмичных песенок, запоминаю их смысл, движения. . Сначала движения лишь повторяют за взрослым (а иногда и с помощью взрослых!), затем дети всё больше проявляют самостоятельность. Элемент логоритмики считается «выученным», когда ребёнок может быть ведущим вместо взрослого: то есть читать/петь текст, показывая все движения в правильном порядке.
С чего начать? Взрослый должен выбрать три-четыре известных игровых стихотворения и выучить их. Начинать лучше с медленного темпа, давая возможность ребёнку подумать, о чём именно говориться в стихотворении, как это показать действием. И, конечно, важен личный пример.
Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал.
Морковку нашёл, капустку нашёл.
Сидит, грызёт.
Ой, кто-то идёт!
В этом маленьком стихотворении заключена целая сценка. Нужно изобразить зайку, как он бежит. Зайка находит разные овощи, наклоняясь вправо и влево, садится, грызёт их. А потом прячется в лапки – «ой, кто-то идёт!» Настоящий мини-спектакль. Перевоплощаясь, ребёнок сможет раскрепоститься, сбросить негатив.
Что такое логоритмика?
Система упражнений, заданий, игр, в основе которых лежат связанные слово и движение, известна в нашей стране ещё с начала XX века. Логоритмика была систематизирована и описана советским психиатром В.А. Гиляровским в 1932 году. Изначально методика позиционировалась как лечебная и применялась для коррекции заикания у детей. Но позднее логоритмика была признана крайне полезной и для профилактических целей речевого развития.В основе логоритмика, как это видно, из самого термина, лежит взаимосвязь движения слова. Со стороны взрослому кажется, чего же проще: похлопать и потопать в такт словам из стихотворения. На самом же деле от ребёнка для выполнения этого задания требуется масса операций. Услышать, понять, послать сигнал от мозга телу, выполнить физическое действие. И это все за доли секунды!
По сути, логоритмическая основа, применяемая в детском развитии, уходит корнями в самую древность. Уже тогда была отмечена польза в совмещении слова и действия. Уже тогда мамы рассказывали детям ритмичные пестушки и потешки, играя с ними. Уже тогда малыши топали и хлопали в такт словам из фольклорных «Сорока-белобока», «Ладушки», «Ехали за орехами».
Современные учёные просто вывели и объяснили все важные и полезные взаимосвязи, которые формируются у ребёнка в процессе логоритмических занятий. Поэтому теперь логоритмика как дисциплина входит в образовательную программу многих специальностей: педагогов дошкольного образования, психологов, логопедов, дефектологов. Как видите, сферы применения элементов логоритмики самые широкие, в зависимости от целей, которые преследует специалист.
Как заниматься?
В современном мире родителям предлагают занятия для деток, начиная аж с 8 месяцев. Практически во всех крупных населённых пунктах для развивающие Монтессори сады или клубы раннего развития. В их программу обязательно включены элементы логоритмики.Но начинать заниматься логоритмикой как самостоятельной дисциплиной всё же лучше не раньше двух лет. К этому времени у ребёнка формируется довольно большой пассивный (а иногда и активный) словарный запас. Понимание речи взрослого выходит на новый, более совершенный, уровень. А значит, и возможность следовать за текстом – мыслью и движением. Особенно полезны занятия в период с 2,5 до 4 лет, когда происходит активное формирование и развитие речи. Положительную динамику в речи можно заметить после полугода (или более длительного периода) занятий.
Логоритмическое занятие сплошь состоит из музыки, подражания, игр и движения! Программа занятий строится по принципу – от простого к сложному. Постепенно дети знакомятся с предложенным им репертуаром ритмичных песенок, запоминаю их смысл, движения. . Сначала движения лишь повторяют за взрослым (а иногда и с помощью взрослых!), затем дети всё больше проявляют самостоятельность. Элемент логоритмики считается «выученным», когда ребёнок может быть ведущим вместо взрослого: то есть читать/петь текст, показывая все движения в правильном порядке.
Занятия логоритмикой дома
Как вы уже поняли, логоритмика – эффективная и не очень сложная техника развития речи ребёнка. Для детей занятия в коллективе более интересны и продуктивны. Они копируют движения не только за взрослым, но и друг за другом, быстрее запоминая последовательность слов-действий. Однако заниматься можно и дома.С чего начать? Взрослый должен выбрать три-четыре известных игровых стихотворения и выучить их. Начинать лучше с медленного темпа, давая возможность ребёнку подумать, о чём именно говориться в стихотворении, как это показать действием. И, конечно, важен личный пример.
Зайчишка-трусишка по полю бежал,
В огород забежал.
Морковку нашёл, капустку нашёл.
Сидит, грызёт.
Ой, кто-то идёт!
В этом маленьком стихотворении заключена целая сценка. Нужно изобразить зайку, как он бежит. Зайка находит разные овощи, наклоняясь вправо и влево, садится, грызёт их. А потом прячется в лапки – «ой, кто-то идёт!» Настоящий мини-спектакль. Перевоплощаясь, ребёнок сможет раскрепоститься, сбросить негатив.
Надежда Полякова,
педагог-психолог ДОУ, г. Мытищи
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку