Мебель для комнаты

План-конспект непосредственной образовательной деятельности для младших дошкольников с нарушениями слуха.

Формирование у младших дошкольников с нарушениями слуха представлений об окружающем мире тесно связано с решением Мебель для комнатызадач их умственного и речевого развития. Раскроем особенности организации такой работы с детьми при знакомстве с мебелью.

1 этап. Невербальная классификация. Предлагаем детям наборы картинок, которые включают изображения предметов, относящихся к двум явно различающимся группам. Например, к мебели и транспорту.

2 этап. Соотнесение изображения с реальным предметом. После демонстрации картинки с изображением предмета мебели предлагаем детям найти такой предмет в своём окружении, в игровом уголке.

3 этап. Словарная работа. Обозначаем с дошкольниками предметы мебели с помощью написанных на табличках слов. Словарь пока ограничен: стол, стул, шкаф. Дети глобально воспринимают надписи, запоминают их, учатся подкладывать к картинкам с последующим сопряжённо-отражённым проговариванием. При накоплении словарного запаса по теме они прочитывают уже знакомые слова на табличках, например, кровать, кресло, диван. Как вспомогательное средство используем дактилологию. Параллельно предлагаем детям складывать слова из разрезной азбуки с опорой на табличку, а в дальнейшем по памяти.

4 этап. Группировка предметов. Знакомим детей с функциональным назначением предметов мебели и уточняем их представления о группах этих предметов. Например, стол обеденный, журнальный, письменный; шкаф для посуды, одежды, книг; стул для взрослого, ребёнка или куклы.

План-конспект НОД «Мебель для комнаты»

Цель: формировать представления о мебели.

Обучающие задачи: расширять представления о предметах мебели и их назначении; уточнить словарь названий предметов мебели; упражнять в умении соотносить предметы мебели с их изображениями; учить подбирать нужные таблички-подписи, выполнять штриховку.

Развивающие задачи: развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, мышление; умение понимать и отвечать на вопросы, ориентироваться в пространстве группы; создать условия для развития речевой активности детей, коммуникативных навыков.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к познавательной деятельности, самостоятельность.

Оборудование: экран для восприятия речи на слух, магнитная доска, фланелеграф.

Демонстрационный материал: кукольная мебель, картинки с изображением предметов мебели, таблички-подписи.

Раздаточный материал: картинки с силуэтами мебели, карандаши.

Ход деятельности

1. Прочитай и покажи
С помощью сигнала барабана педагог приглашает детей подойти, затем предлагает найти и показать предметы мебели в разных помещениях группы. Он демонстрирует табличку с подписью ШКАФ, дети читают слово. Педагог предлагает им показать какой-либо шкаф. В групповой комнате это шкаф с играми или предметами для изобразительной деятельности, в раздевалке - шкафы с детской одеждой и сушильный шкаф, в классе - шкаф с книгами.

Внимаие детей обращают на то, что шкафы отличаются по цвету, ширине, высоте, назначению, но имеют одно название. Педагог задаёт вопросы: Что там? Зачем нужно? Кто положил? Дети по возможности отвечают или отраженно проговаривают, имитируют действия - положил, сложил, поставил и другие. Внимание дошкольников обращают на то, что все предметы в План-конспект непосредственной образовательной деятельности для младших дошкольников с нарушениями слухашкафах сложены аккуратно.

Аналогичная работа проводится при нахождении и назывании детьми других предметов мебели - стола, стула, кровати, кресла, дивана в игровом уголке.

2. Что пропало?
Педагог обращает внимание дошкольников на игрушечную мебель на открытой полке шкафа и говорит: «Будем играть». С детьми проводят дидактическую игру «Что пропало?». Они вместе с педагогом проговаривают названия предметов мебели. Затем педагог предлагает дошкольникам отвернуться, а сам убирает один из предметов. Звуками дудочки привлекают внимание детей, они рассматривают мебель на полке, и называют пропавший предмет. Игру повторяют 3 раза. Для детей, которые затрудняются самостоятельно назвать предмет, следует использовать таблички с подписями и картинки.

3. Подбери картинку к табличке
Дошкольники с педагогом проходят в класс. На доске представлены изображения предметов мебели, на столе лежат перевернутые таблички с их названиями. Педагог за экраном называет имя ребёнка и предлагает ему выбрать одну из табличек, прочитать её и подложить к соответствующей картинке. Это задание выполняет каждый дошкольник. После того, как дети расположили таблички с подписями около каждой картинки, педагог предлагает хором ещё раз назвать все предметы мебели.

4. Физкультминутка
Дети вместе с педагогом проговаривают слова и фразы, по возможности сопряжённо с ними выполняют движения.

Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопают в ладоши.)
Ищем мебель мы опять! (Прыгают на месте на двух ногах.)
В шкаф повесили рубашку, (Поворот туловища вправо, влево.)
А на стол поставим чашку. (Поднимают руки вверх, потягиваются.)
Чтобы ноги отдохнули, (Выставляют каждую ногу на пятку.)
Посидим чуть-чуть на стуле. (Приседают на стульчики.)

5. Раскрась силуэт
Педагог привлекает внимание дошкольников к силуэтам предметов мебели и предлагает назвать их. Дети узнают и называют стол, стул, шкаф, кровать, кресло, диван. Им предлагают раскрасить картинки. Каждый ребёнок с помощью педагога или самостоятельно называет цвет карандаша, который выбрал. Педагог помогает детям правильно выполнить задание, обращает внимание на осанку.

Когда все силуэты заштрихованы, детям предлагают по очереди подойти к фланелеграфу и расположить на нём свои картинки, называя при этом предметы мебели. Педагог показывает табличку с новым словом КОМНАТА и поясняет, что здесь будет жить кукла.

6. Мебель для комнаты
Дети вместе с педагогом проходят в игровую комнату. Их внимание обращают на комнату кукол и табличку со словом КОМНАТА. Дети с педагогом читают слово, затем повторяют его. Табличку оставляют в поле зрения дошкольников. На игрушечном столе вазочка с конфетами, это куклы угощают детей.

Надежда Коробова, учитель-дефектолог
ГБОУ Школа № 183 Д/О № 1, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*