Организация деятельности с проблемными детьми

В статье приводится пример организации работы педагога с детьми, требующими особого внимания, Организация деятельности с проблемными детьмиориентировочные примеры ведения документации.

«Трудный» ребёнок – это тот, перед кем в прах рассыпаются наставления педагогических авторитетов и оказываются бесполезными все воспитательные методики. С такими детьми трудно найти общий язык даже родителям. В характеристике «трудного» ребёнка можно написать десятка два прилагательных с приставкой «не»; невнимательный, неусидчивый, непослушный, неспособный. Но такие дети трудны лишь потому, что им самим приходится нелегко. Кто-то отстал в физическом развитии; этот очень возбудим; другой задержался в умственном развитии. Вариантов много, и у каждого свои проблемы. В работе с «трудными» детьми учителю не обойтись без знания возрастной педагогики.

В младшем возрасте проявляются последствия неправильного семейного и детсадовского воспитания. Дети не умеют общаться со сверстниками, управлять своим поведением, трудиться сообща, старательно выполнять порученную им работу. Очень важно на данном этапе выявить детей, отстающих в развитии, с трудным характером, слабо подготовленных к школе. Следует обратить внимание на сложность усвоения ими нового режима жизни и деятельности, специфику взаимоотношений с учителями, изменение отношение с семьёй, затруднения в учебной деятельности и выполнение домашних заданий. Классный руководитель должен:

  • научить детей самостоятельно готовить уроки, преодолевать трудности;
  • создать «ситуацию успеха» для таких учащихся;
  • вовлекать ребёнка в интересующую его деятельность (игру, труд, учёбу, досуг);
  • учить правильно относиться к неудачам, исправлять ошибки;
  • учить уважать товарищей и взрослых;
  • развивать умение прощать друг другу слабости и недостатки.

В среднем возрасте трудновоспитуемость стимулируется не только отставанием в психическом развитии, но и недостаточным жизненным опытом. Младшие подростки копируют поведение взрослых, несамостоятельны, многие преждевременно взрослеют. К недостаткам поведения уже относятся грубость, несдержанность, драчливость, заносчивость, негативное отношение к учёбе, конфликты с окружающим. На данном этапе классному руководителю необходимо:
План
  • подчёркивать «взрослость» подростка, его ответственность за себя и за свою деятельность;
  • учить различать истинную и ложную красоту человека;
  • воспитывать невосприимчивость к отрицательному поступку;
  • формировать чувство коллективизма и предупреждать эгоистичность, вырабатывая адекваную самооценку;
  • правильно подобрать поручение в классе с учётом интересов ребёнка и сообщества сверстников;
  • создавать «ситуацию успеха» в учебном процессе;
  • организовать оценочную деятельность, предупреждение невротических расстройств.

Старшие подростки, взрослея, тянутся к самостоятельности. Но социального опыта, многих практических умений, необходимых сил и способностей у них ещё нет. Назревает конфликт между пониманием норм поведения и их выполнением, чувствами и разумом, планами и возможностями.

Классному руководителю необходимо организовать:

  • общение в микрогруппах ближайшего окружения;
  • деятельность, направленную на самопознание и самоопределение учащихся, формирование потребности в постоянном самовоспитании, активное приобщение к труду для личных и общественных целей.

Занимаясь проблемами воспитания таких учащихся, я веду следующую документацию:

Карта учащегося, требующего особого внимания

1. Ф.И.О. учащегося _______________________________________________
2. Состав семьи, её структура _______________________________________
3. Жилищно-бытовые условия _______________________________________
4. Взаимоотношения в семье ________________________________________
Наличие отклонений от норм поведения в семье ________________________
5. Культурный уровень семьи ________________________________________
6. Воспитательный потенциал семьи __________________________________
7. Характер ребёнка ________________________________________________
Качества личности (положительные, отрицательные) ____________________
8. Положение ребёнка в коллективе ___________________________________
9. Учебная деятельность: ____________________________________________
Успеваемость ______________________________________________________
Мотивация обучения ________________________________________________
Посещаемость уроков _______________________________________________
Способность к обучению _____________________________________________
Познавательный интерес _____________________________________________
10. Трудовая деятельность: ___________________________________________
Наличие трудовых навыков ___________________________________________
Предпочитаемые виды труда __________________________________________
Участие в трудовых делах ____________________________________________
11. Внеурочная деятельность __________________________________________
12. Круг общения ____________________________________________________
В школе ____________________________________________________________
Вне школы __________________________________________________________
13. Состоит ли на внутришкольном учёте (дата постановки на учёт, причины) ___
____________________________________________________________________
14. Вызов на Совет по профилактике правонарушений (дата, причина) ________
____________________________________________________________________


План индивидуальной профилактической работы с учащимся, требующими особого внимания

Учащийся (Ф.И.) _____________________________________________________
1.Индивидуальная работа
Формы мероприятий __________________________________________________
Темы _______________________________________________________________
Сроки проведения ____________________________________________________
2. Вовлечение в коллективную деятельность
Занятость в свободное время ___________________________________________
Поручения по классу (разовые, временные, постоянные) ____________________
Участие в школьных и классных мероприятиях _____________________________
3. Привлечение специалистов для коррегирования отклоняющегося поведения
Учреждение, специалист _______________________________________________
Тема ________________________________________________________________
Даты встреч __________________________________________________________
4. Работа с родителями
Мероприятия _________________________________________________________
Содержание деятельности ______________________________________________
Даты ________________________________________________________________
План 2
Организация деятельности при работе с детьми группы риска (ЗПР)

1. Знать особенности детей группы риска (с ЗПР).

2. Проводить диагностику и уметь прогнозировать результаты План 3учебной деятельности школьников.

3. Использовать такие приёмы коррекционной работы:

  • проговаривание;
  • комментирование;
  • систематическое повторение.

4. Использовать схемы-опоры, памятки, таблицы, алгоритмы, наглядность, разнообразные тренировочные упражнения, дидактические игры, игровые приёмы.

5. Отрабатывать навык чтения на каждом уроке.

6. Учитывать затруднения учащихся в усвоении знаний в ходе текущей работы.

7. Индивидуально дозировать темп и объём работы, постепенно увеличивать и усложнять нагрузку.

8. Учитывать состояние здоровья детей:
а) проводить динамические паузы, физкультминутки, релаксацию;
б) чередовать умственное напряжение и физическую нагрузку для предупреждения переутомления;
в) соблюдать санитарно-гигиенические требования к уроку.

9. Во время работы с детьми необходимо проявлять особый педагогический такт, исходя из особенностей личности.

Я убеждена в том, что дети не рождаются «трудными». Они такими становятся из-за нашей невнимательности, равнодушия, неумения или нежелания вовремя помочь.

Лидия Ливенцова, учитель начальных классов МОУ «Дороховская СОШ» п.Дорохово

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*