"Игры и Игрушки. Эксперт" №4-2014
Первые узоры
«Первые узоры» — это серия игр, включающая:
- Игра «Игрушки» (для детей от 1 года).
- «Четыре времени года: «Весеннее чудо», «Летний денёк», «Осенняя фантазия», «Зимнее волшебство».
- Игра «Пэчворк».
Цель игры: развитие активного творческого воображения, логического мышления, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, цветовосприятия, развитие эстетического восприятия, чувства ритма, красоты, способствование установлению и налаживанию контакта в группе и семье.
В процессе игры решаются следующие задачи:
- Активизация способности фантазировать.
- Развитие навыков самоконтроля, произвольного поведения.
- Самораскрытие и самосовершенствование личности.
Кому и зачем нужна эта игра?
Очевидно, что эта игра предназначена для родителей, которые хотят «сделать» своего ребёнка умным, сообразительным, творческим, мыслящим и самостоятельным человеком. Но она будет полезна и воспитателям детских садов, учителям начальных классов, школьным психологам — всем тем, кто по роду своей деятельности должен и стремится заниматься развитием детей. В игре использованы элементы знакомых детям с ранних лет предметов, а получаемые творческие работы создают удивительные, оригинальные, интересные узоры, приводящие в восторг своей неповторимостью как самих создателей, так и находящихся рядом взрослых.Играть в эту игру могут дети, начиная с 3-х летнего возраста (а в игру «Игрушки» — с 1 года), от этапа к этапу переходя на более высокий уровень. Содержание заданий постепенно усложняется, а их объём увеличивается. Непременное условие проведения игры — просьба к ребёнку словесно объяснить, почему именно так он выполнил то или иное задание.
Играть можно вдвоём, втроём, вчетвером, со сверстниками и взрослыми. Участие родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестёр способствует улучшению взаимопонимания, развитию коммуникативных способностей, помогает наладить контакт, что немаловажно в каждой, в том числе приёмной, семье.
В комплект входят:
- Элементы растений, цветов, явлений природы (снежинки), игрушки (в каждой игре свои элементы), расположенные на квадратных карточках размером 5x5 см.
- В игре должно быть не менее 60 карточек, например для игры «Летний денёк» предусмотрены: 10 маков, 10 васильков, 10 ромашек, 10 бабочек, 12 тройных листьев и 8 карточек с четырьмя листьями.
- Образцы узоров с различным количеством квадратов.
- Поля для выкладывания узоров.
- Поля задания для продолжения узора.
Игра используется для индивидуальных и групповых занятий. Когда дети уже хорошо освоят способы построения узоров, их можно будет собирать прямо на столе, но для начала лучше использовать игровые поля по форме узоров и особенно для узоров из 25 и 36 карточек. Можно использовать варианты игровых полей, по краям украшенных цветной каймой, так получится настоящий коврик. А цветная кайма из зелёных, красных и других полос вокруг квадратов поможет детям чётко представить основу будущего коврика, находя его центр, углы и т.д.
Варианты игры
1 вариант. «Знакомство»Цель: познакомить участников с набором игры.
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Ход игры. Ведущий раскладывает перед детьми карточки с элементами или позволяет детям самим доставать карточки из коробки. Дети рассматривают карточки и называют, если знают, изображённые элементы. Если дети не справляются, взрослый помогает им. Для рассказа о каждом изображении, особенно для маленьких детей, можно использовать предлагаемые в методических рекомендациях к игре загадки для некоторых элементов.
Для комплекта игры «Игрушки» в первое занятие можно включить элементы игры «Соседи», когда выстраивается полоска из двух повторяющихся элементов (кукла, мячик, кукла, мячик). Когда дети освоятся, можно предложить продолжить эту цепочку.
2 вариант «Дорожка»
Форма работы: индивидуальная и групповая.
Ход игры. Узоры составляются на полосе в один и два ряда. Это занятие поможет детям понять, что узоры на полосе могут быть бесконечными, так как в них ритмично повторяются одни и те же группы элементов. Можно построить узор только из двух чередующихся элементов, повторенных много раз, например: цветка и листочка, или двух разных цветков. Причём они могут располагаться как по диагонали (как трёхлистник), так и по вертикали, те же элементы можно сгруппировать попарно, в отношениях два и один и т.д.
При расположении квадратов в два ряда одинаковые элементы можно располагать по вертикали, по горизонтали, наискось, а листочки концами вверх или вниз. Вариантов игры масса, все они представлены в методическом пособии. Вот несколько вариантов игры для групповых занятий.
Игра «Кто быстрее?»
Ход. Все 60 карточек рассыпаются на столе картинками вверх. Играют 6 человек. Ведущий даёт каждому по одному узору-образцу из девяти квадратов.- Узоры составлены на основании квадрата. Сначала дети составляют узор на самом образце (образец в натуральную величину), затем — рядом, а после этого — по памяти.
- Узоры составляются с угла квадрата (ромб). Задание аналогичное.
- карточки надо брать только после команды ведущего;
- карточки берут все одновременно, не дожидаясь очереди, но при этом не торопясь, не толкаясь, не вырывая их друг у друга;
- побеждает тот, кто первым правильно составит свой узор. Когда все шесть узоров составлены, их надо рассмотреть и найти разницу в построении и подборе деталей.
Игра «Мой узор»
Ход. Каждому ребёнку предлагается придумать и составить новый орнамент из девяти карточек. Правила и условия игры — те же.Игра «Найди ошибку»
Ход. Участникам предлагается карточка с изображением элементов. Нужно определить последовательность выложенных элементов и найти ошибку. Затем самостоятельно выложить по образцу этот узор с исправлениями. Если играет группа детей, можно организовать соревнование: «Кто быстрее справится?».Игра «Продолжи узор»
Ход. Участникам предлагается карточка с начатой последовательностью выложенных элементов. Необходимо продолжить узор. Постепенно узоры можно усложнять.
Ольга Артемова, руководитель Академии
развития игровых технологий «Иларт»
Марина Илюшина, педагог-психолог ГКОУ КО, г. Калуга
Рекомендуем почитать
- Комментарии