"Игры и Игрушки. Эксперт" №6-2019
Петрушка и Ковровская игрушка
Цель: патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к русской культуре, народно-прикладному искусству, реализация регионального компонента.
Задачи: развитие инициативы, активности и самостоятельности старших дошкольников в различных видах детской деятельности; уточнение представлений старших дошкольников о городецкой росписи, ковровской глиняной игрушке, развитие воображения; формирование умений у старших дошкольников передавать в рисунках красоту окружающих предметов, расписывать кистью акриловыми красками элементы городецкого растительного орнамента на разделочной доске; развитие коммуникативных навыков у дошкольников, умений выражать свои мысли и желания, использовать речь для построения речевого высказывания в ситуации общения; воспитание интереса и любви к русским традициям народно-прикладного искусства; формирование навыков самовыражения в творческой деятельности.
Оборудование: ковровская глиняная игрушка, предметы с городецкой росписью; кухонные разделочные доски из фанеры с предварительно выполненным рисунком городецкой росписью простым карандашом, акриловые краски (зелёная, красная, голубая, белая и чёрная), палитра для смешивания красок, набор кистей, стакан с водой, салфетки; интерактивная доска, мультфильм «Петрушка и Ковровская игрушка»; составные части карты-маршрута в детский сад; разрезные картинки предметов с городецкой росписью.
Предварительная работа: исследование изделий и альбома с изображениями городецкой росписи, ковровской игрушки, чтение стихов, загадок, беседы на тему: «Народное декоративно-прикладное искусство России»; рисование и вырезывание фрагментов городецких орнаментов по трафаретам, рисование элементов городецкой росписи, лепка фигурок по мотивам ковровской глиняной игрушки.
Ход деятельности
(Звучит фрагмент песни «Утро начинается», муз. И. Космачева, слова М. Яснова. Дети стоят свободно с воспитателем.)Воспитатель: Доброе утро, Ребята! Мне очень интересно, как начинается ваше утро? (Проводится имитационная игра «Где мы были мы не скажем, а что делали – покажем». С помощью считалки дети делятся на две команды. Составляется маршрут «По дороге в детский сад». Одна команда составляет карту на интерактивной доске маркерами, вторая – на ковролине с помощью картинок или фото. По окончанию работы команды оценивают правильность составленного маршрута друг друга.)
Воспитатель: Утром вы мне показывали, как делаете гимнастику, а есть ещё гимнастика для ума. Хотите позаниматься такой гимнастикой?
Дети: Да. (Дети подходят к двум столам. На одном столе лежат предметы с городецкой росписью и ковровские глиняные игрушки. Проводится игра «Найди и покажи».)
Воспитатель: В нашем музее есть предметы народно-прикладного искусства. Посмотрите, наши друзья, музейные работники, прислали нам некоторые предметы. Что вы видите? (Ответы детей.) Нужно выбрать и переложить на другой стол ковровские игрушки. Чем они отличаются? Как вы их узнаёте? (Далее просмотр мультфильма «Петрушка и Ковровская игрушка». Перед работой проведение пальчиковой гимнастики «Ковровская игрушка».)
Воспитатель: Мы глину жмём, сжимаем и мнём, и разминаем. (Пальцы обеих рук сжимаем и разжимаем.)
А чтобы мялось весело, мы песню распеваем. (Хлопаем в ладоши.)
Обойди весь белый свет – это вам не безделушки. (Имитируем «шаги» указательным и средним пальцами обеих рук.)
В этом мире лучше нет, чем ковровские игрушки! (Описываем круг руками, затем большой палец вверх, руки поочередно вперёд.)
Воспитатель: Ребята, вы молодцы! (Показ презентации «Городецкая роспись».) Название «Городецкая роспись» возникло от названия русского города Городец, который расположен на берегу Волги. Жители Городца славились как умелые создатели детских игрушек, кухонной утвари и других изделий. Ребята, из каких элементов состоят эти узоры?
Дети: Цветы, листья, ягоды, лошади, птички.
Воспитатель: Цветы в городецкой росписи называются розанами и купавками – это изображение цветка шиповника и ромашек. Конь в городецкой росписи – символ богатства, птичка – символ счастья, а разноцветные цветы и ягоды – здоровья и благополучия. Посмотрите, какие цвета присутствуют в городецкой росписи?
Дети: Жёлтый или золотой, красный, зелёный, синий, белый и чёрный. (Далее дети делятся на две команды, проводится интерактивная игра «Собери картинку из фрагментов городецкой росписи».)
Воспитатель: Перед вами на экране пазлы. Вам необходимо сложить все пазлы в одну сюжетную картинку, на каждой изображены элементы городецкой росписи – розаны, купавки, птицы, ягоды. (Звучит плясовая «Камаринская», заходит Петрушка в красной рубахе, холщовых штанах и остроконечном колпаке с бубенчиками и кисточкой с мешком за спиной и ведёрко в руках.)
Петрушка: Здравствуйте, ребята! Давайте знакомиться! Меня зовут… Забыл. Ай, батюшки, голубчики родимые, пропадает моя головушка совсем! Ой, ой, ой! Может вы помните, как меня зовут?
Дети: Петрушка!
Петрушка: Меня ребята узнали. Я Петрушка! Я возвращаюсь с ярмарки такой расстроенный, много вещей хороших купил, новые кафтаны с заплатами, шляпы помятые, лошадь без хвоста, два аршина холста, чайник без крышки с одной ручкой. Нет только кухонной утвари, нет доски разделочной, не на чем мне окрошку крошить. Забыл! Ай, батюшки, голубчики. Ой, ой, ой! (Петрушка суетится и находит заготовки разделочных досок.) А это что такое?
Воспитатель: А вы как думаете, ребята? (Ответы детей.)
Петрушка: Какие-то эти доски не такие! Их надо разрисовать. А вы мне поможете?
Дети: Да. (Далее начинается поэтапное рисование кистью фрагментов городецкого растительного узора на разделочной доске. Дети выполняют работу, воспитатель индивидуально помогает тем, у кого возникают трудности. В конце занятия все работы выставляются на суд Петрушке.)
Петрушка: Спасибо, ребята! Сколько вы мне досочек раскрасили. А какие они все красивые, даже и не знаю какие выбрать. Будет мне окрошка. Жалко с вами расставаться! Буду очень я скучать! Обещайте же, ребята, Петрушку не забывать!
Аурелия Генова, Альбина Уралова,
воспитатели I кв. категории
Елена Шулика, заведующий
МБДОУ № 32, г. Ковров
Рекомендуем почитать
- Комментарии