Развитие познавательной активности

Опыт по развитию познавательной активности дошкольников в современных условиях.

Цель: способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и Развитие познавательной активностиразмышлению, развитию умственных способностей и речи.

Ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность перерастает в познавательную активность – состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребёнка его познавательная активность всё больше начинает тяготеть к познавательной деятельности.

Важными компонентами познавательной активности являются: активный поиск, догадка, исследовательский поиск, готовность к решению задачи.

В период дошкольного детства происходит зарождение познавательной сферы, которая состоит из 3-х компонентов:

1. познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение);

2. информации (опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира);

3. отношения к миру (эмоциональная реакция на отдельные объекты, предметы, явления и события нашего мира).

Все компоненты тесно связаны между собой. В дошкольном возрасте формируется отношение к окружающему миру. Каким оно должно быть? Конечно, познавательным – мир удивителен, полон тайн и загадок. Бережным – мир хрупок и нежен, ему нельзя навредить. Созидательным – мир так прекрасен, нужно сохранить и приумножить эту красоту.

Средства и способы познания окружающего мира:

  • через действия, собственный практический опыт;
  • посредством слова, через рассказы взрослых;
  • благодаря книгам и телепередачам с познавательным содержанием.

Но познавательная активность присуща далеко не всем дошкольникам. Она не является необходимым атрибутам возраста. Познавательную активность необходимо формировать и развивать. А развивается она в свете потребности в новых впечатлениях, которая присуща от рождения каждому человеку. На основе этой потребности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

Поэтому-то недостаточно передавать готовое знание, ребёнка необходимо включать в ту деятельность, где бы он сам был вынужден додуматься до решения ключевой проблемы и предложить, как действовать в новых условиях. В процессе такой деятельности дошкольники становятся более активными, творческими и самостоятельными.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что проблема развития познавательной активности у детей, серьёзно изучается. Доказано следующее:

1. познавательная активность тесно связана с практикой и определяется ею;

2. познавательная активность тесно связана с развитием мышления и воображения;

3. для развития познавательной активности необходимо использовать различные средства;

4. развитие познавательной активности проявляется в возможности самостоятельно анализировать ситуацию, в умении менять свою точку зрения при решении различных задач, в высоком уровне логического мышления и концентрации внимания.
Опыт по развитию познавательной активности
Направления работы по развитию познавательной активности:

1. обогащения знаний детей;

2. обучение приёмам исследовательской деятельности;

3. создание условий для самостоятельной деятельности.

Формы работы: специально организованные занятия, экскурсии, совместная деятельность.

Методы и приёмы: чтение, показ иллюстраций, экскурсии, посещение библиотеки, организация передвижной библиотеки на базе группы, организация элементарной экспериментальной деятельности.

  • Для подпитки познавательной активности детей нужно проводить беседы на интересные темы, разбирать проблемные ситуации рассказов, загадок, смотреть и обсуждать фильмы, своевременно и правильно отвечать на детские вопросы познавательного характера. Полезно будет оборудовать место для работы с познавательной литературой: «Полочка умных книг». Учить детей использовать схемы, модели – это тоже позволяет осмысливать и систематизировать полученные знания.
  • На занятиях в детском саду каждый ребёнок должен быть обеспечен возможностью «продвигаться» своим темпом, каждый должен брать необходимый минимум и возможный максимум.
  • Особое внимание нужно уделять связям с родителями. Привлекать их к творческим мероприятиям, выставкам. Например, мною были организованы праздники «Природа и фантазия», «Мастерская Деда Мороза», «Поделки для мам и пап», «День знаний», «Азбука пешехода». Любой праздник – это совместное времяпровождение, конкурсы, викторины. Также полезно привлечение родителей к работе над проектами, в том числе групповыми. Совместное участие в подобной работе помогает объединению семьи, наполняет её досуг новым содержанием, открывает членов семьи в новом свете. Попутно создаются условия для совместной творческой деятельности.

Сочетание индивидуальной и коллективной работы детей, педагогов и родителей способствует их единению, накоплению представлений «о большом мире», способствует развитию познавательной активности ребят.

Любовь Метревели, воспитатель ГБОУ СОШ №1359, ДО №6, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*