Развитие устной речи школьников с недостатками слуха в игровой деятельности

Формирование речевого слуха и произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих школьников.

При обучении глухих и слабослышащих школьников актуально использование дидактического игрового материала, потому что у детей этой категории игровая деятельность достаточно долго остаётся ведущей, игровые ситуации способствуют мотивации к Развитие устной речи школьников с недостатками слуха в игровой деятельностиобучению и облегчают восприятие учебного материала. Особую значимость приобретает и использование наглядности, которая помогает ученикам в установлении связей между словом и образом, словом и действием; способствует улучшению качества восприятия и запоминания информации; созданию благоприятных условий для коррекции слухового восприятия; развития наблюдательности, мышления и устной речи; формирования эмоционального отношения к занятиям.

Предлагаю вниманию читателей опыт использования дидактического пособия «Теремок» на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи у глухих и слабослышащих школьников. Это пособие состоит из набора двусторонних картинок с изображениями сказочного теремка с медведем, плетня с подсолнухами и других жителей теремка – лягушки, мышки, зайца, волка и лисы, а также выполненных нами табличек с речевым материалом. На табличках с двух сторон написаны названия животных; вопросы: «Кто там?» «Ты кто?» «Кто ты?» «А ты кто?» «Кто в домике живёт?»; ответы на эти вопросы: «Мышка»; «Я мышка»; «Я мышка-норушка»; «Лягушка»; «Лягушка-квакушка» и другие.

Все таблички нотированы: красным цветом на них обозначено правильное произношение в соответствии с нормами орфоэпии. Мои ученики имеют разное состояние слуха, среди них есть дети с комплексным дефектом, поэтому сложность речевого материала зависит от уровня общего и речевого развития каждого ребёнка. При предъявлении табличек учитываю возможности зрительного восприятия детей, поэтому они выполнены шрифтом разной величины в нескольких экземплярах.

С помощью дидактического пособия «Теремок» разыгрываем с ребёнком ситуации встречи зверей, в которых один персонаж задаёт вопрос: «Кто ты?» или «Ты кто?», а другой на него отвечает. Сложность ответа зависит от речевых возможностей ученика. Подвожу его к пониманию того, что ведущие беседу сказочные звери, как и люди, смотрят друг на друга. Школьник располагает фигуры персонажей на магнитной доске и прикрепляет около них таблички с вопросами и ответами.

В другой ситуации кто-то из зверей уже находится в теремке, а к домику приходит новый персонаж. Ребёнок изображает, как он стучит в дверь, из теремка ему задают вопрос «Кто там?», и обыгрывает ответ пришедшего зверя. Или пришедший к теремку персонаж первым задаёт вопрос «Кто в домике живёт?», а обитатели теремка ему отвечают.

Игра способствует формированию понятий «вопрос» и «ответ». Для этого все таблички распределяем с ребёнком на доске в две группы: с вопросами и с ответами. Над каждой группой размещаем таблички со словами ВОПРОС, ОТВЕТ. В ходе игры предлагаю ученику задать вопрос, спросить или ответить, используя речевой материал представленных групп.

Игра с дидактическим пособием «Теремок» помогает развивать компоненты просодической стороны речи: интонацию, тембр, логическое ударение. Речь животных имеет различную окраску тембра, и представления об этом школьник использует в процессе игры. Например, он говорит тоненьким голоском, как мышка, или более низким, грубым, как волк.

Работу над логическим ударением выстраиваю следующим образом. Фигурки животных помещаем в домик или за подсолнухи. Затем обращаюсь к ребёнку с вопросами, выделяя ударением вопросительное слово. Школьник, в свою очередь, выделяет Кто там?важное для ответа слово с помощью логического ударения. Например:

Педагог: КТО дома?
Ребёнок: МЫШКА дома.
Педагог: КТО в саду?
Ребенок: ЛИСА в саду.
Педагог: ГДЕ мышка?
Ребёнок: Мышка ДОМА.
Педагог: ГДЕ лиса?
Ребёнок: Лиса В САДУ.

Для выполнения таких упражнений выделяю на табличках большими буквами слово, на которое падает логическое ударение. В зависимости от возможностей ребёнка фигурку персонажа прячу полностью, либо оставляю на виду какую-то её часть. Учу школьника задавать вопросы и отвечать на них с нужной интонацией. Например, вопросительная интонация создаётся при повышении голоса в конце фразы.

Использую игру с пособием «Теремок» и для развития слухового восприятия школьников. Весь речевой материал, который первоначально предлагается им для слухо-зрительного восприятия, затем отрабатываем на слух. После знакомства со всеми персонажами, проговаривания и восприятия на слух их названий провожу игру следующим образом. Ребёнок поворачивается спиной ко мне и к доске. Беру фигурку одного из сказочных зверей и стучу по доске, как будто в дверь теремка. Услышав стук, ребёнок спрашивает: «Кто там?». Отвечаю на вопрос, и ученик говорит то, что услышал. Затем он поворачивается, чтобы увидеть выбранного мной персонажа и проверить правильность своего ответа. В этой ситуации демонстрирую возможность употребления слов: верно, неверно, правильно, неправильно, ошибся или ошиблась, угадал, не угадал.

При развитии слухового восприятия использую и речевой материал для работы над логическим ударением. Например, задаю вопрос: «Где мышка?», и в зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка предлагаю его для слухо-зрительного восприятия или на слух за экраном. Если ребёнок не может ответить, потому что мышка спрятана так, что её не видно, то отвечаю за экраном: «Мышка ДОМА». Ребёнок слушает и повторяет.

Игра с пособием «Теремок» всегда вызывает у школьников положительные эмоции, что очень важно для развития эмоциональной сферы детей с недостатками слуха. Когда весь речевой материал игры достаточно хорошо отработан, использую его при организации другой деятельности школьников, например, в режиссёрской или сюжетно-ролевой игре, при инсценировке сказки. Это способствует накоплению и расширению словарного запаса и переносу полученных навыков в новую ситуацию.

Ольга Батова-Пясецкая, учитель
ГКОУ СКШИ № 65, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*