эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Роль предметно-развивающей среды в развитии навыков детского экспериментирования

Общеизвестно, что дошкольники спрашивают о многом: «Где ножницы?», «Можно мне сейчас пообедать?» и так далее. Работая с детьми, нам приходится отвечать на них каждый день. Но дошкольники могут задать и научный вопрос: «Какое число идёт за пятёркой?», «Почему снег холодный?», «Откуда берутся железки?». Мы счастливы, когда дети хотят так много знать и им легко ответить. Но многие вопросы вызывают затруднения даже у взрослых: «Почему электрический ток не вытекает из розетки?» или «Почему к магниту прилипают предметы?».

Занятия по экологическому воспитанию

Для формирования верной картины мироздания на занятиях по экологическому воспитанию я совместно с детьми пытаюсь найти ответы, проникнуть в суть предметов и явлений, понять невидимые связи живой и неживой природы.

Детям очень важно исследовать окружающий мир, поэтому занятия по экспериментированию вызывают особый интерес. Обычно исследование длится 20-30 минут, если опыт не отсрочен во времени, 1-2 раза в неделю.

Все эксперименты провожу в группах не более 10-ти человек, чтобы у детей было достаточно времени и места для самостоятельной исследовательской деятельности.

В нашем детском саду есть кабинет, где находится всё самое необходимое для развития навыков детского экспериментирования. Залог успеха любого исследования – это подготовленность педагога (все опыты проделаны мною самостоятельно, безопасны) и, конечно же, – предметно-развивающая среда: разнообразный материал для самостоятельного экспериментирования и демонстрационных опытов, специальное оборудование.

Исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте позволяет осознать поставленную цель, использовать различные способы решения задач, предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте, искать различные средства достижения цели, «увидеть» превращения в окружающем мире.

Комната детских экспериментов

Старшие дошкольники в процессе экспериментирования способны самостоятельно выявить проблему, искать нужное решение в том числе и с дозированной помощью педагога, выбирать из различных способов наиболее подходящий и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты, применять символическое моделирование.

Рассмотрим на конкретной серии экспериментов, как можно использовать разнообразие предметно-развивающей среды. Дошкольники очень любят представлять себя взрослыми. Я предлагаю им «взрослую» работу учёных с использованием окружающих предметов для исследования. Итак, поговорим про магниты.

Тема «Магнетизм» интересна и таинственна, она отвечает на детские научные вопросы: «Почему всё падает на Землю?», «Почему к магниту липнут железки?», «Как найти Фиксика»?».

Включает в себя серию экспериментов для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Наше оборудование:

1. Магниты различной силы и формы с промаркированными полюсами.
2. Магнитные игры.
3. Декоративные магниты.
4. Подставка с магнитными кольцами.
5. Машинки для размещения магнитных колец.
6. Различные мелкие предметы с содержанием железа (скрепки, монеты, ключи, ножницы, столовые приборы, винтики и прочее).
7. Другие материалы: ткань, кусочки дерева, бумага, картон.

В зависимости от цели и возрастных особенностей детей использую следующие темы для исследований:

1. Волшебная рукавичка.
2. Одежда для магнита. Какого цвета магнит?
3. Действует ли магнит через препятствия.
4. Не все металлы притягиваются одинаково. (На поиски Фиксика!)
5. Магнитные свойства можно передать обычному железу.
6. Живое колечко.
7. Куда поедет машинка?
8. Земля самый большой магнит (как работает компас) и другие.

Приведу подробное описание нашей исследовательской деятельности на примере эксперимента «К чему приклеивается магнит?»

Материал: магнит (по одному на каждого ребёнка); всё, что находится в кабинете и мелкие предметы с содержанием железа, находящиеся в доступе детей.

Что мы делаем: Конечно, дети знают о действии магнитов, но не вполне понимают, что это такое. Только, взяв в руки магнит, они начинают думать, что можно с ним сделать. Раз, и магниты сидящих рядом детей «прилипли» друг к другу… «Это магнит», - объясняет Саша. А теперь размышляем, что это за штуки такие – магниты. Катя знает, что у них на кухне магнит приклеен к холодильнику, Люба вспомнила о магнитной игре. Серёжа о магнитах держателях на доске в группе. Итак, вперёд исследовать помещение! К поверхности стола магнит не прилип, зато к ножке очень даже крепко приклеился. Дети трогают руками поверхность и ножку стола. Столешница на ощупь тёплая, а ножка стола холодная. Делают вывод, что они сделаны из различных материалов.

Интересные исследования

Продолжаем исследование. К магниту Люды прилипли ножницы, Петя обнаружил металлический шарик и скрепки. Исследуем эти предметы они блестящие и холодные на ощупь. Из какого материала сделаны «прилипучие» предметы? (Из железа!) Да, это верно. Железо блестящее и холодное на ощупь. Дети ищут дальше. Магнит Артёма приклеился к резиновой ножке столика для воды. Действительно, давайте исследуем вместе. Снимаем резиновый наконечник с ножки столика. Магнит падает, увы… Артём снова надевает наконечник на ножку столика и теперь магнит снова держится на ней. Как такое может быть? Серёжа предполагает, что магнит держится на железе ножки. Он такой сильный, что действует через резину. Правильно. Теперь я прицепляю свой магнит к скрытому в стуле металлическому болту: «Мой магнит притягивает дерево». Дети удивляются, когда их магниты падают, но быстро соображают, что в их стульях есть болты. На металлических болтах магниты повисают. Теперь дети обнаруживают батарею отопления. Она покрашена в белый цвет и тёплая, но магнит приклеился к ней. «Железо можно спрятать за цветной краской и нагреть. Но магнит всё равно будет держаться на этом предмете».

Домашнее задание. Что сделано из железа?

Что мы делаем: Каждому ребёнку разрешается взять по маленькому магнитику с собой, чтобы исследовать, какие предметы в детском саду или дома (по желанию) состоят из железа. На примере вышеописанного эксперимента можно понять, как важно поощрять познавательную активность детей и совместно, проводя увлекательные исследования, добираться до сути. Развитые навыки детского экспериментирования помогают ребёнку, прирожденному исследователю, одарённому любознательностью, просто и естественно получить прочные знания об окружающем мире.

Юлия Писарик, учитель-эколог ДО
АНО «Павловская гимназия»,
деревня Веледниково, МО

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*