С картой и глобусом

Методическая разработка по внедрению основ географии в НОД, проводимая в ДОУ. Данный материал могут использовать в своей работе методисты (старшие воспитатели), воспита­тели дошкольных учреждений, родители.

Цель: развитие элементарных естественно-науч­ных представлений о земле, о природе, о населении нашей планеты; Картаразвитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • развивать у детей представления о единстве окружающего мира;
  • развивать познавательный интерес и любозна­тельность детей;
  • воспитывать любовь к природе, желание сохра­нить её красоту и неповторимость;
  • закладывать основы нравственного отношения к природе, основы экологической культуры.

Изучение географии в детском саду очень мало освещается, материал нужно собирать по крупицам, используя научно-методическую литературу в виде детских энциклопедий, художественную литературу географического направления, географические настольные игры, ресурсы интернета. Этот предмет не введён в программу ДОУ, поэтому существует потребность собрать материал, обобщить его и пред­ставить в таком виде, который удобен для работы с детьми.

Дети дошкольного возраста по своей природе исследователи всего, что их окружает, им всё инте­ресно познать. Дети склонны к открытиям, их волнуют путешествия в дальние страны, и в этом педагог им окажет большую помощь, изучая с ними географию. Удовлетворяя свою любознательность, познавая и исследуя окружающий мир, дети овладе­вают причинно-следственными, классификацион­ными, пространственными и временными отношени­ями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира.

Развитию географических представлений способ­ствуют путешествия по карте, соединение серьёзного с игрой. Для таких игр в качестве игрового и разда­точного материала используются физическая и поли­тическая карты мира, глобус, карта города, района, области, республики (страны), маленькие флаги различных стран для обозначения маршрута путеше­ствия. Для своих занятий мы используем продукцию компании «Глобусный мир», так как нашли у них линейку товаров, специально разработанную для детей младшего возраста.

Мы используем разнообразные методы: беседа, чтение художественной литературы, метод познава­тельных игр, постановка проблемных вопросов, рассматривание фотографий, иллюстраций, картин, рассказ, загадки, раскраски на географическую тему, наблюдение, опыт.

Как же начать воображаемое путешествие? Выбираем страну. Придумываем вид транспорта, на котором удобнее будет путешествовать. Изучаем символику выбранной страны, её природную зону, характерные особенности. Такие путешествия помо­гают узнать стороны света, познакомиться с компа­сом, выучить названия морей и океанов, сравнить растительный и животный мир разных климатиче­ских зон, узнать, какие живут там люди, чем зани­маются, какие у них дома, архитектурные памят­ники. Тематические детские иллюстрированные карты хорошо запоминаются своими картинка­ми-символами. Разнообразие этих печатных товаров существенно облегчает процесс подготовки воспи­тателя к занятию.

На контурные карты вынесены природные и куль­турные символы разных частей света. К примеру, для Африки – жираф, бегемот, пустыня, саванна, для Антарктиды – айсберги, пингвины, для Австралии – кенгуру, утконосы, коала и т.п. Благодаря таким наглядным пособиям в ходе игровых путешествий карта постепенно «оживает». На общей карте мира можно отмечать Карта Крымафлажками государства, которые изучены. Или же использовать для этого скретч-карту, стирая защитный слой. Видя карту с такими яркими обозначениями, дети лучше запоминают страны, с которыми они познакомились, наглядность очень важна для дошкольника.

Для прочности изучения материала вносится игро­вой элемент. Очень нравится детям отгадывать загадки о странах, о столицах, раскрашивать картинки на геогра­фическую тему. Путешествие по карте также сопрово­ждается чтением художественных произведений, кото­рые написаны сказочниками разных стран: Братья Гримм, Г.Уланд – Германия, Шарль Перро – Франция, Л.Кэролл, Р.Киплинг, Э.Сетон-Томпсон, А.А.Милн – Англия, С.Лагерлёф – Швеция, Д.Харрис, М.Горам – Америка, Г.Х.Андерсен – Дания, Д.Родари – Италия. Разнообразная детская литература несёт в себе много интересной информации, в том числе и географических знаний. Чем больше детям читать, тем обширнее будут его представления об окружающем их мире. Перед чтением нужно побеседовать об авторе, найти на карте страну, в которой он жил и писал свои произведения. Если в книге описана какая либо страна, местность, необходимо найти её на карте и провести беседу. Так, читая о проделках Карлсона, найдём на карте страну Швецию. Читая общеизвестную сказку «Красная шапочка», расскажем, что написал её сказочник Шарль Перро, который проживал во Франции. Собираясь читать сказку «Чиполлино», найдём на карте Италию – страну сказочника Джанни Родари. Сказки Киплинга познакомят маленьких географов с миром животных Индии. Путешествуя вместе с доктором Айболитом, дети знакомятся с животным миром Африки.

Очень познавательны видеопрезентации «Модная география», где в интересной форме дети знакомятся с особенностями стран: России, Канады, Японии, Египета, Австралии, Швейцарии и многих других.

Интересна детям и настольная игра «Путешествие по материкам», которая знакомит детей и закрепляет знания о шести материках и четырёх сторонах света: Север, Юг, Запад, Восток. Попутно вспоминаются животные, населяющие данные материки. Словесная игра «Почта» закрепляет знание названий городов.

При условии систематической работы по оконча­нию учебного года ожидаются следующие результаты:

  • формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных естественно-научных представлений о Земле;
  • повышение интереса к природе и бережное отношение к планете;
  • использование детьми в речи специальной терминологии, пополнение словарного запаса географическими понятиями;
  • повышение уровня наблюдательности, совер­шенствование умения делать выводы, выдви­гать гипотезы;
  • заинтересованность родителей в изучении с детьми данной науки, сбор интересного мате­риала, накопление практических материалов.

Инна Дмитренко, воспитатель

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*