Сенсорное развитие

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и тому подобное. Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об Сенсорное развитиеокружающем мире.

На первом году жизни ребёнка основная задача взрослого — предоставить малышу разнообразные внешние впечатления, развивать внимание к свойствам предметов.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно усложняются. У ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине, других свойствах предметов.

Чтобы привлечь внимание ребёнка раннего возраста к свойствам предметов, выработать устойчивые представления об этих свойствах, нужно организовать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме и величине, установить сходство или различие.

К трёхлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребёнка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

Основная особенность дидактических игр определена их названием. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия.

Очень высокие результаты дает система дидактических игр и игр-занятий на развитие сенсорных процессов на основе органов чувств. Главной целью является обогащение и совершенствование чувственного опыта через:

  • слуховое восприятие;
  • вкусовое восприятие;
  • восприятие через обоняние;
  • визуальное восприятие;
  • тактильно-двигательное восприятие.

У играющего человека наблюдается эмоционально-интеллектуальное состояние, характеризующееся активизацией всех мыслительных процессов, внимания, памяти, мобилизацией способностей, раскрепощением фантазии и творчества. В игре происходит понимание и запоминание материала, быстрее и прочнее усваиваются умения, в ходе игры не акцентируется граница между чисто теоретическими положениями и моментами упражнений. Игра позволяет усваивать новую информацию не в виде абстрактной истины, а сразу применяя её в мыслительной или практической деятельности. Таким образом, в игре более легко формируются глубокие и прочные знания и умения, развивается мышление ребёнка, что является необходимой основой для дальнейшего развития познавательного интереса.

Повтори, как я

игра на развитие слухового восприятия

Воспитатель произносит слово и предлагает детям повторить его так же (громко, тихо или шёпотом).

Он добивается, чтобы дети точно выполняли задание.

Для упражнения подбираются такие слова, в которых дети могут поставить ударение, или же слова, насыщенные какой-нибудь У нас в гостях фруктыгруппой звуков.

У нас в гостях фрукты

игра на развитие вкусового восприятия

Нам понадобятся целые фрукты (яблоко, банан, апельсин, слива, груша) и тарелки с кусочками тех же фруктов.

Детям объявляют, что к ним в гости пришли фрукты. Воспитатель по очереди выставляет на стол фрукты.

Затем задаёт вопросы: «Что это?», «Где растёт?», «Какого цвета?».

После того, как все фрукты будут выложены на стол, педагог объясняет, что все эти плоды растут на деревьях и их называют фруктами. Показывает картинки деревьев с этими плодами.

Затем воспитатель даёт каждому ребёнку кусочек любого фрукта и спрашивает: «Какой это фрукт?». Просит назвать и показать этот фрукт.

В конце игры детям предлагается назвать тот фрукт, который он хотел бы ещё попробовать.

Подбери картинку по запаху

игра на развитие обоняния

Нам понадобятся мешочки с запахами: чеснока, лука, мыла, ванилина. Картинки с изображением лука, чеснока, мыла, булочки.

Воспитатель выкладывает на стол мешочки с разными запахами и картинки с изображением лука чеснока, мыла и булочки. Воспитатель просит понюхать и определить, чем пахнет, а потом выбрать картинку в соответствии с запахом.

Почтовый ящик

игра на развитие тактильно-двигательного восприятия

Нам понадобятся почтовый ящик-коробка с прорезями (3–5) различной конфигурации (круг, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.), объёмные фигурки, которые проталкиваются в отверстия.

Педагог предлагает ребёнку протолкнуть геометрические формы в прорези коробки. При первом проведении игры используются коробки с 2–3 прорезями и нужное количество фигур.

Наталья Акимова, старший воспитатель детского сада
комбинированного вида № 290, г. Волгоград

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*