Сказка в музыке

Для того, чтобы взрослый человек хорошо разбирался в музыке и был её ценителем, его необходимо ещё в детстве знакомить с классической музыкой, которая является эталоном настоящего искусства. Многие педагоги убеждены: формирование хорошего музыкального вкуса нужно начинать уже в детском саду.

Цель: приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.

Задачи

  • Способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.
  • Значительно обогатить эмоциональную сферу детей, персонифицировать представление о прекрасном, познакомить с эталонами музыкального искусства.
  • Организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета).
  • Создать мотивацию к занятиям классическим искусством.

Реализация этого проекта поможет преодолеть имеющую место в практике музыкального воспитания дошкольников тенденцию к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса. Различные виды искусства органично и естественно взаимодействуют в синтетических по своей природе жанрах, таких, как опера и балет. Для того, чтобы Сказка в музыкемаксимально облегчить детям знакомство с оперной и балетной музыкой, мы обращаемся к сказке — сказке в опере и сказке в балете.

Балет «Спящая красавица»

Балет П.И. Чайковского «Спящая красавица» предлагается детям в экранизированной видеозаписи, в исполнении солистов Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова. Проводятся викторины, в которых дети довольно успешно узнают музыкальные фрагменты из балета. Ряд фрагментов балета дети воплощают в рисовании. Вот как проходит такое занятие.

Педагог. Дети, вы уже знаете, что перед началом оперного или балетного спектакля в театре звучит музыка, которую исполняет симфонический оркестр. Эта оркестровая пьеса может называться по-разному: Увертюра, Вступление или, как в «Спящей красавице», Интродукция. В любом случае она рассказывает о том, что будет происходить в балете, о его основных событиях и героях. Сейчас мы с вами послушаем Интродукцию к «Спящей красавице». Постарайтесь услышать и почувствовать эту музыку, подумайте, о каких героях она может рассказывать? (Дети слушают Интродукцию в аудиозаписи и отвечают на вопросы.)

Педагог. Верно, эта музыка рассказывает о добре и зле, о доброй и злой феях. Злую зовут фея Карабос, а добрую — фея Сирени. Скажите, с какой музыки начинается Интродукция? (На фортепиано проигрывается начало Интродукции, после чего дети отвечают на вопрос.)

Педагог. Правильно, с темы феи Карабос, темы зла. Какая она? (Начало Интродукции проигрывается повторно). Отрывистая, резкая, «колючая». Аккорды звучат напряжённо, мелодия угловатая, «рваная». А какая музыка рассказывает о фее Сирени? (Ответы детей.)

Педагог. Верно, нежная, добрая, плавная. Непрерывно льётся певучая мелодия, полная света и красоты. А сейчас давайте ещё раз послушаем музыку Интродукции и постараемся узнать, какие музыкальные инструменты использованы для характеристики этих двух фей? (Дети повторно прослушивают Интродукцию и отвечают.)

Педагог. Совершенно верно, хлёсткие, как удары, возгласы струнных и агрессивные медные духовые рисуют портрет феи Карабос. А фею Сирени характеризуют светлые, мягкие тембры деревянных-духовых — гобоя и флейты и волшебные звуки арфы. А сейчас мы увидим этих фей в видеозаписи балета. Сравните их портреты и танцы. (Педагог с детьми смотрят Интродукцию в видеозаписи.)

Педагог. Похожи танцы фей Сирени и Карабос? (Ответы детей.) Нет, они совершенно разные. Как танцует фея Карабос? (Ответы детей.) Да, её движения резкие, порывистые, хищные, агрессивные. В них, как и в музыке, нет плавности, округлости. А танец феи Сирени? (Ответы детей.) Плавные, красивые движения изящны, грациозны, и в то же время в них чувствуется уверенность и достоинство. Скажите, а внешне феи добра и зла похожи? (Ответы детей.) Конечно же, они совсем разные. Фея Карабос вся в чёрном, похожа на хищную птицу, а фея Сирени в красивом бледно-сиреневом платье прекрасна и нежна. Видите, какими разными средствами охарактеризованы в балете добро и зло: и музыкой, и танцем, и костюмом.

Педагог. Итак, мы с вами видели и слышали, как в сказке и музыке столкнулись добро и зло: фея Сирени и фея Карабос. В музыке Интродукции есть свет и мрак, добро и зло. Скажите, а что побеждает? (Ответы детей.) Конечно, добро: музыка в конце звучит ярко и торжественно. Хотите нарисовать портреты доброй и злой фей? А можете нарисовать и их музыку. (Дети рисуют.)

Итоговое мероприятие, являющееся ярким запоминающимся событием, — посещение ледового мюзикла «Спящая красавица» в постановке заслуженного тренера России и СССР Т.А. Тарасовой с известной фигуристкой Ириной Слуцкой в роли Феи Карабос.

Гениальная музыка Чайковского, великолепное ледовое шоу с талантливыми артистами, яркими костюмами и декорациями — незабываемое событие в жизни ребёнка, да и взрослых, ведь юные любители классической музыки приходили на спектакль семьями.

Опера «Руслан и Людмила»

Для того, чтобы познакомить детей с оперой «Руслан и Людмила», дать им почувствовать красоту и поэзию музыки М.И. Глинки и музыкальность стихов А.С.Пушкина, мы предложили им музыкально-литературную композицию, включающую наиболее яркие и доступные фрагменты оперы и поэмы.

Ряд фрагментов оперы представлен в видеозаписи: «Увертюра», «Сцена Фарлафа и Наины», «Рондо Фарлафа», «Марш Черномора» и «Лезгинка», речитатив и ария Руслана «О, поле, поле…». Это позволило дать детям более полное представление о специфике оперного жанра. Также была проведена музыкальная игра, посвящённая музыке «Увертюры».

Педагог. Дети, вы уже знаете, что опера — это спектакль, герои которого поют. Как правило, опера начинается с увертюры. Увертюра — это вступление к опере. Она готовит слушателей к её восприятию, вводит в мир её героев, создаёт определённое настроение. Мы послушаем сейчас увертюру к опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила» и подумаем, о чём может рассказывать такая музыка. (Следует первое прослушивание.)

Педагог. Какая это музыка? (Ответы детей.) Правильно, стремительная, сверкающая, полная бодрости и силы. Композитор Глинка сказал о ней, что она «летит на всех парусах». А вы услышали, как меняется музыка в середине «Увертюры»? Она становится зловещей, пугающей, странной; в ней слышится всё большее напряжение. А затем снова возвращается музыка начала «Увертюры». Теперь она звучит торжественно и ликующе, как победный клич.

Педагог. Давайте ещё раз послушаем «Увертюру» и попытаемся всё это в ней услышать. Я раздам вам сейчас красные и тёмные ленточки. Тёмные ленточки вы поднимете тогда, когда услышите зловещую музыку в середине «Увертюры», а красные — когда будут звучать яркие, стремительные темы. (Следует повторное прослушивание. Дети отмечают появление новых тем поднятием карточек.)

Педагог. Итак, о чём же рассказала нам эта музыка? (Ответы детей.) Верно: в сказке есть добро и зло, и добро, в конце концов, победит. Я знаю, ребята, что вам очень нравится Людмила, и вы хотели бы её нарисовать. Мы будем рисовать вместе с музыкой: это может быть портрет Людмилы или просто её музыка, воплощённая в красках. (Дети рисуют музыку.)

В заключение ознакомления с оперой, мы отправились в Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки на тематическую экскурсию «Музыкальные инструменты в сказках и легендах». Наряду со знакомыми уже инструментами симфонического оркестра детям представилась возможность увидеть, услышать и помузицировать на таких, о которых даже сопровождавшие их родители никогда не слышали!

Елена Димитренко, музыкальный руководитель ГБОУ СОШ № 641
имени С. Есенина детский сад № 2407, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*