Сколько красок у природы?

Конспект НОД для дошкольников с задержкой психического развития. Обозначение событий в календаре природы становится для ребят увлекательным занятием, если педагоги и родители открывают им окружающий мир в Сколько красок у природымногообразии красок, звуков, веществ, предметов и явлений.

Интерес к познанию окружающего мира проявляется у ребёнка в стремлении узнать новое о качествах и свойствах предметов, понять сущность явлений действительности. Если дети с нормальным темпом психического развития активно пытаются получить ответы на многие свои вопросы, то дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) затрудняются самостоятельно выделить проблему, поставить вопрос и найти объяснение многим явлениям. Учитывая, что для детей с ЗПР характерны недостаточность представлений о богатстве и многообразии предметного мира, низкий интерес к объектам и явлениям природы, а также неумение наблюдать за ними, мы стремимся организовать коррекционную работу в группе так, чтобы помочь дошкольникам заметить необычное и интересное вокруг, заботливо и бережно относиться к природе, осознавать её влияние на жизнь человека.

Мы хотим поделиться с читателями журнала опытом долгосрочного проекта «Сколько красок у природы?», в ходе которого была проведена актуальная для развития старших дошкольников с ЗПР целенаправленная работа по формированию у них временных и пространственных представлений, а также представлений о сезонных изменениях в природе и связанных с этими изменениями в жизни людей. При определении этапов работы над проектом и её содержания были использованы методические рекомендации «Проект - это пять П» И.П. Тарасовой.

Учитывая особенности развития детей с ЗПР, проблемная ситуация была создана специально. В гости к дошкольникам приходил Незнайка и спрашивал о том, что такое календарь, кто его придумал, для чего людям календари. Полученные ответы показали следующее: дети знают, что в календарях много страниц, в них есть рецепты, цифры и красивые картинки, календарь висит на стене; дети хотят узнать, какие бывают календари, что в них пишут, зачем бабушка смотрит в календарь каждый день, кто заполняет календарь, и бывают ли детские календари. Родители проявили интерес к вопросам детей и участвовали в дальнейшем поиске ответов.

С дошкольниками обсудили, как можно найти нужную информацию, и с помощью опорных картинок они сформулировали следующие выводы: о календаре нужно спросить у взрослых; можно найти ответ, если посмотреть телевизор или поискать в компьютере; можно прочитать в книге или в журнале, позвонить по телефону, послушать радио. В группе постепенно появились образцы настенных, перекидных, отрывных, карманных и других календарей. После того, как мы с детьми их подробно рассмотрели, была выбрана форма для нашего календаря – альбом.

После обсуждения для обозначения в календаре погоды по желанию детей были использованы пиктограммы, символы и картинки с изображением погодных условий, а для выделения дней рождения и праздничных дней - цветные наклейки Конспект НОД для дошкольников с задержкой психического развития(сердечки, звёздочки и другие).

Особое внимание мы уделяли формированию у детей с ЗПР умения замечать при наблюдениях изменения одного и того же объекта в разное время года и при различных погодных условиях, устанавливать причинно-следственные зависимости между сезонными изменениями погоды и явлениями в жизни птиц, насекомых, зверей. Подводили дошкольников к выводам о причинах изменения труда людей в поле, в саду и огороде; о времени подготовки к праздникам, смене одежды людей.

При оформлении страниц календаря они учились планировать предстоящую деятельность, контролировать её результат, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Дети отражали свои впечатления в рисунках и аппликациях «Разноцветный компот», «Грибное лукошко», «Снегири на ветке», «Скворечник», «День Победы». В календаре были представлены интересные высказывания дошкольников, придуманные ими по картинкам рассказы, фотографии моментов игр, экспериментальной деятельности, выполнения развивающих заданий, слушания музыки и литературных произведений.

Постепенно календарь превратился в графическую модель, на которой одновременно были представлены наблюдаемые детьми погодные и сезонные изменения, а также обусловленные ими изменения в жизни людей и праздники. Он стал одной из технологических опор, которые педагоги успешно использовали при обучении и развитии дошкольников с ЗПР.

В ходе работы над проектом мы также подбирали интересные и познавательные материалы для родителей, которые оформили в виде информационных справочников «Природа вокруг нас» и «Времена года». Например, в них были представлены рекомендации по вопросам наблюдений за явления природы во время прогулок с детьми на водоеме, обсуждения произведений детской литературы о природе по следам их чтения и слушания.

Во время презентации календаря дети, перелистывая его страницы, смогли рассказать о красоте природы и её интересных явлениях, об отличительных признаках времён года, о сезонных изменениях погоды, о событиях в жизни животных и птиц, о труде людей и важных для них событиях. Дошкольники с удовольствием разгадывали ребусы и загадки, вспоминали игры, конкурсы, праздники и дни рождения.

Таким образом, продукт проекта «Сколько красок у природы?» показал эффективность сотрудничества дошкольников с ЗПР со взрослыми в различных видах деятельности и актуальность использования метода проектов в коррекционной работе педагогов со старшими дошкольниками с ЗПР.

Татьяна Романова, учитель-дефектолог
Екатерина Белкина, воспитатель
ГБОУ «Школа № 953» ДО-3, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*