Типы игр с блоками Дьенеша

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоёвывает всё большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Логические блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 геометрических фигур. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет ни одной одинаковой.
Типы игр с блоками Дьенеша
В коробке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с методикой использования блоков можно с помощью книг: «Давайте поиграем» (под редакцией А.А.Столяра. – М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой – СПб, 1996, 2000).

Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

  • для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
  • для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
  • для развития действий классификации и обобщения;
  • для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы, не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу. Если же тормозить детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудны, но выполнимы.

«Найди клад»

Перед ребенком лежат 8 блоков, спрятана монетка. Кладоискатель отворачивается, ведущий под одним из блоков прячет клад. Кладоискатель ищет его, называя различные свойства блоков. Если малыш находит клад, то забирает его себе, а под одним из блоков прячет новый клад. Ведущий вначале сам выполняет роль кладоискателя и показывает, как вести поиск клада.

«Автотрасса»

Перед ребёнком лежит схематическая табличка – правило построения дорожки. Он строит дорожку по правилу: чередует блоки с учётом цвета или формы: сначала красный, потом квадратный, затем жёлтый и треугольный. Для поддержания интереса хорошо предлагать различные игровые и практические задачи: мы строили дорожку до коробки с сюрпризом, перебирались по мостику через речку, выкладывали дорожку из льдинок во дворце Снежной Королевы, чтобы помочь убежать Каю и Герде.

«Город геометрических фигур»

Строится «район» больших и «район» маленьких домиков. В каждом районе – улицы разного цвета. И сами блоки «домики» имеют разную форму. Даётся задание, например, найти прямоугольный домик в районе маленьких домиков, на красной улице. Четырёхлетки с интересом гуляют по такому городу, выделяют, сразу три свойства фигур.

Марина Осьмакова, преподаватель
методики математического развития Тюменский педколледж №1

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*