«Цвет и его оттенки»

Игровое пособие для дошкольников с нарушением зрения 2-4 года обучения.

Работа по развитию цветоразличения у детей с нарушением зрения является не только открытием для них красочного и прекрасного окружающего мира, но и глубокой эффективной лечебной работой по поддержанию и восстановлению Цвет и его оттенкизрительных функций.

Человек воспринимает окружающий мир в цвете и в своей жизни широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Цвет фиксируется визуально, и длительное время остаётся в сознании ребёнка. На этапе обнаружения объекта цвет является сигнальным средством, привлекающим внимание. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. При нормальном зрении формируется целостный образ объекта. Это свойство восприятия связано с механизмами памяти и мышления. Наличие цветового зрения играет большую роль в познании изображений, предметов окружающего мира, позволяет лучше различать детали объектов и воспринимать большое количество информационных признаков.

У дошкольников со зрительной патологией в сравнении с нормально видящими сверстниками нарушено восприятие цвета, дети хуже знают предметы окружающего мира, имеющие постоянный признак цвета, не ориентируются на этот признак при узнавании предмета. И нарушение цветовосприятия приводит к схематизму зрительных образов и нарушению целостного восприятия.

Работа по развитию цветоразличения у детей с нарушением зрения — это глубокая лечебная работа по поддержанию и восстановлению зрительных функций. Игровое пособие «Цвет и его оттенки» поможет в решении этих задач.

Из чего состоит пособие?

1. Цветные картинки для создания игровой ситуации.
2. Фигурки 2-х размеров разной цветовой насыщенности с чётким контуром (мелкие — для детей с гиперметропией и крупные — для детей с миопией и слабовидящих).
3. Картинки образцов.
4. Картинки с контурным изображением предметов.
5. Листы из разноцветного картона (для фона).

Варианты усложнения

Второй год обучения: от 2-х до 5-ти оттенков цвета

  • Клоун (5 оттенков красного цвета).
  • Курочка (5 оттенков жёлтого цвета).
  • Солнышко (3-5 оттенков синего цвета).

Третий год обучения: от 5-ти до 9-ти оттенков цвета

  • Белка (5 оттенков коричневого цвета).
  • Солнышко (5 оттенков фиолетового цвета).
  • Радуга (5 оттенков оранжевого цвета, 7 оттенков красного цвета).
  • Клоун (7-10 оттенков красного цвета, 7 оттенков зелёного цвета).
  • Слон (7 оттенков синего цвета, 8 оттенков зелёного цвета).
  • Мишка (9 оттенков красного цвета).

Четвертый год обучения: 12 оттенков цвета

  • Кот (12 оттенков зелёного цвета).
  • Слон (12 оттенков фиолетового цвета, 12 оттенков зелёного цвета).
  • Клоун (12 оттенков зелёного цвета, 12 оттенков красного цвета).
Игровое пособие для дошкольников

Игры с усложнением

«Найди такую же»

Второй год обучения. Игровая задача: развивать зрительное и слуховое внимание, речь, память, мышление, локализацию взора, глазомерную оценку, тренировать и активизировать зрение вблизи. Ход игры: перед ребёнком картинка и набор разрезных фигур разной цветовой насыщенности. Тифлопедагог предлагает наложить одну фигуру на другую такого же цветового оттенка.

Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Мишка» — 9 оттенков красного цвета и «Радуга» — 7 оттенков красного цвета.

Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Клоун» —12 оттенков красного цвета и «Слон» — 12 оттенков синего цвета.

«Посмотри и запомни»

Второй год обучения. Игровая задача: упражнять в выборе цвета по образцу. Развивать внимание, память, зрительно-моторную координацию, локализацию, глазомерную оценку и прослеживающую функцию взора.

Ход игры: на столе две картинки:

  • первая картинка — образец с изображением персонажа для создания игровой ситуации и фигур различной цветовой насыщенности;
  • вторая картинка с изображением игрового персонажа и чётких контурных изображений фигур;
  • набор разрезных фигур разной цветовой насыщенности.

Тифлопедагог предлагает заполнить контурные изображения фигур цветными изображениями различной цветовой насыщенности, соблюдая предложенный на первой картинке (образце) цветовой порядок.

Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Солнышко» — 5 оттенков фиолетового цвета и «Клоун» — 7 оттенков зелёного цвета.

Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Кот» — 12 оттенков зелёного цвета и «Слон» — 12 оттенков зелёного цвета.

Цвет способствует повышению остроты зрения — красочно оформленное и правильно используемое игровое пособие помогает восстановлению зрения.

«Разложи правильно»

Второй год обучения. Игровая задача: закреплять умение узнавать оттенки цвета, называть и систематизировать их, развивать ассоциативную память, глазомерную оценку и мелкую моторику.

Ход игры: на столе перед ребёнком находятся:

  • картинка с изображением игрового персонажа и контурных изображений фигур;
  • набор разрезных фигур с чётким контуром разной цветовой насыщенности. Тифлопедагог предлагает заполнить контурные изображения фигур с цветными изображениями различной цветовой насыщенности, соблюдая предложенный педагогом цветовой порядок (от самого светлого до самого тёмного или наоборот).

Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Мишка» — 5 оттенков красного цвета и «Радуга» — 7 оттенков оранжевого цвета.

Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Кот» — 12 оттенков зелёного цвета и «Клоун» — 12 оттенков красного цвета.
Игровое пособие для дошкольников с нарушением зрения
«Сделай так, как я скажу»

Второй год обучения. Игровая задача: систематизировать оттенки по словесной инструкции. Развивать зрительное и слуховое внимание, речь, память, локализацию взора, зрительно-моторную координацию.

Ход игры: на столе перед ребёнком находятся:

  • картинка с изображением игрового персонажа;
  • набор разрезных фигур с чётким контуром разной цветовой насыщенности.

Тифлопедагог предлагает разложить фигуры различной цветовой насыщенности с чётким контуром, соблюдая предложенный педагогом цветовой порядок.

Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Радуга» — 5 оттенков оранжевого цвета и «Слон» — 8 оттенков зелёного цвета.

Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. «Клоун» — 12 оттенков зелёного цвета и «Слон» — 12 оттенков синего цвета.

«Разложи цветные фигуры»

Второй год обучения. Игровая задача: развивать зрительные возможности детей в систематизации оттенков с разным цветотональным контрастом, тренировать прослеживающие зрительные функции.

Ход игры: на столе перед ребенком находятся:

  • лист из цветного картона (для фона);
  • набор разрезных фигур с чётким контуром разной цветовой насыщенности.

Тифлопедагог предлагает на контрастном фоне разложить фигуры, соблюдая заданный цветовой порядок. Постепенно осуществляется переход к более слабым цветовым контрастам.

Третий год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. Используются игры на среднем цветотональном фоне (красный цвет на коричневом фоне, синий цвет на оранжевом фоне).

Четвёртый год обучения. Ход игры и задачи те же. Усложнение — увеличение количества фигур разной цветовой насыщенности. Используются игры на слабом цветотональном фоне (коричневый цвет на оранжевом фоне, красный цвет на фиолетовом фоне).

Дошкольникам с патологией зрения необходимо уделять гораздо больше внимания и времени для усвоения навыков цветовосприятия. Цветовой образ, который складывается в воображении ребёнка, необходимо постоянно подкреплять.

Какие задачи позволяет решать данное пособие?

Образовательные: упражнять в умении анализировать, сравнивать, обобщать цветовые оттенки; действовать по предложенному плану, чётко выполнять инструкции взрослого; обогащать сенсорный опыт; развивать мышление, память, речь, мелкую моторику; упражнять в ориентировке в микропространстве; формировать интерес к учебной деятельности.

Развивающие: развивать способность дифференцировать оттенки цветов; развивать познавательный интерес; самостоятельно планировать свою деятельность; выполнять поставленные умственные задачи; правильно оценивать результаты своей деятельности.

Коррекционные: активировать поисково-ориентировочную и контролирующую функции зрительной деятельности с опорой на представление о цвете; развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, зрительные функции (внимания, фиксации, локализации прослеживающей функции глаз); формировать представление о цвете на основе их взаимосвязи с лечебно-восстановительной работой.

Татьяна Чичигина, учитель-дефектолог (тифлопедагог)
ГБОУ «Детский сад №1446», г. Москва


Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*