"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2015
Умка. Интеллектуальный турнир
Приоритеты: деятельностный подход и развитие творческого потенциала ребёнка в соответствии с ФГОС ДО.
Цели и задачи:
- развитие познавательных способностей (память, внимание, мышление, креативное воображение, речь; развитие умения анализировать и сопоставлять факты); умения определять противоречие; умения находить решение имеющимися ресурсами;
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирование понимания возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- принятие и сохранение учебной задачи.
Оборудование:
1–6 тур: авторская мультимедийная презентация «Умка. Интеллектуальный турнир»
2 тур: конструктор ЛЕГО.
3 тур: муляж – ёжик, яблоко.
4 тур: световой стол, sand art.
5 тур: 1) торт с 7 розочками, безопасный нож для торта; 2) репродукция картины Ван Гога «Автопортрет с перевязанным ухом», зеркало; 3) цветные красители: красный, жёлтый, синий, сосуды, колбы (стаканы) для опытов с водой (по 7 штук на каждую команду).
6 тур: театральный реквизит: шляпы сказочных персонажей; mp3 песня «Не волнуйтесь понапрасну» автор текста М.Пляцковский.
Призы командам: «УМКА» игрушка-фигурка.
Ход занятия
Организационный моментБеседа по вопросам: Что такое интеллектуальный турнир? В чём мы будем соревноваться? Можно ли стать умным?
Представление команд: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, ВИННИ-ПУХ на первом месте»
«Мы ребята то что надо, потому что мы – ТОРНАДО!»
«Умней команды не отыскать, наш девиз: «Хотим всё знать!» – КОТ УЧЁНЫЙ
«У КОМЕТЫ есть девиз: «Никогда не падать вниз!».
Разминка
Педагог: Итак, вот вам вопросы на засыпку.
Дом для лошади… (конюшня).
Покрывало на столе… (скатерть).
Фигура, не имеющая углов… (круг).
Чьё крыло без перьев? (самолета).
Водитель машины… (шофёр).
Муж курицы… (петух).
Рот птицы… (клюв).
Папа телёнка… (бык).
Родственница бублика… (сушка).
Зарытое сокровище… (клад).
Что растёт со шляпой (гриб).
У какого слона нет хобота (у шахматного).
Будильник со шпорами… (петух).
Картина с видами природы… (пейзаж).
Цветок, лысеющий на ветру… (одуванчик).
Она бывает чёрная, красна, заморская и кабачковая… (икра).
Педагог: Теперь слушаем, запоминаем и считаем.
Вышел днём я погулять –
Встретил в поле двух мышей,
Водомерок встретил пять
В луже, возле камышей.
Видел муху, муравья,
Четырёх коров потом.
Спаниеля встретил я,
Он гонялся за котом.
Встретил я ежа в лесу,
Видел зайца под сосной,
Встретил бабочку, осу,
А потом пошёл домой.
А теперь ответь скорей,
Выйдя днём из дома,
Больше встретил я зверей,
Или – насекомых?
Ответ: животные (10): мышь (2), корова (4), спаниель (1), кот (1), ёж (1), заяц (1). Насекомые (9): водомерка (5), муха (1), муравей (1), бабочка (1), оса (1).
Лего-загадки
Педагог: Посмотрите на экран. Отгадайте сказку или фильм. (Вопросы на развитие воображения и мышления. С помощью элементов конструктора и фона узнаваемо даны картинки. Ответы по очереди: «Три медведя», «Белоснежка и семь гномов», «Красная шапочка», «Три поросёнка», «Принцесса на горошине», «Али Баба и сорок разбойников», «Титаник».)
Педагог: Вся жизнь – открытая задача. Решай и ждёт тебя удача! Вопрос первый: Зачем ежу яблоки? (Варианты ответы детей: для красоты; для того, чтобы сова его не съела (яблоко съест, а ежа уже не станет); красиво, для мультиков; ест; для дезинфекции иголок; кислый сок яблок уничтожает насекомых-паразитов, которые кусают ежей и прочее.)
Для справки педагогу: ёж – млекопитающее, всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомые, гусеницы, слизни, иногда дождевые черви. В естественных условиях на позвоночных нападает редко, чаще всего жертвами ежа становятся оцепеневшие рептилии и амфибии. Из растений может поедать ягоды и фрукты. Но может питаться и мышами, ужами, змеями.
Педагог: Проведём мозговой штурм. Кем (чем) они раньше были?
Цыплёнок – ... (яйцом).
Лошадь – ... (жеребёнком).
Корова – ... (телёнком).
Дуб – ... (жёлудем).
Рыба – ... (икрой).
Лёд – ... (водой).
Мужчина – ... (мальчиком).
Овца – … (ягнёнком).
Педагог: Теперь закончите фразу.
У птицы крыло – у человека… (рука).
У зверя лапа – у человека… (нога).
У собаки морда – у человека… (лицо).
У машины мотор – у человека… (сердце).
У подлодки перископ – у человека… (глаза).
У конфеты фантик – у человека… (одежда).
У льва пасть – у человека… (рот).
У свиньи пятачок – у человека… (нос).
Педагог: Отгадайте ребус на световом столе (рисунок + буква). (Ответы: кувшин-КА, БА-бочка, ПИ-рог, МА-шина, ПОД-нос, рыба-К, Э-кран, Ш-утка, Р-оса.)
Педагог: Найдите ответ и выполните задание практически.
Задание «Торт с розочками»
Как тремя прямыми разрезами разделить торт на 7 кусков так, чтобы на каждом кусочке была розочка?
Задание «от Ван Гога»
Какое ухо у художника перевязано на самом деле – левое или правое? (Ответ: на картине перевязано правое ухо, но это зеркальное изображение. На самом деле Ван Гог порезал себе левое ухо.)
Задание «Радуга в стакане»
С помощью трёх красок (красный, жёлтый, синий) получи все цвета радуги. (Опыт с водой (переливание, смешивание цветов.)
Угадай, кто хозяин
(Дети примеряют шляпы и отгадывают сказочного персонажа-хозяина: Пират, Гарри Поттер, Кот в сапогах, Шапокляк, Незнайка, Буратино и другие.)
Подведение итогов. Награждение участников и победителей турнира.
Наталья Разина, педагог-психолог
ГБОУ Школа № 1371 СП №4 г.Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии