эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Я, ты, он, она — вместе целая страна

Для России проблема межнациональных отношений актуальна и животрепещуща. Страна, в которой проживает более 150 наций и народностей, не может нормально жить и развиваться без межнационального согласия, основанного на равноправии народов, независимо от их численности, вероисповедания, особенностей культуры, быта.

Летняя этнонациональная школа

О толерантности всё чаще говорят во всех странах мира, но для России и её больших городов это особенно важно. Преодоление проблем сегодняшней жизни возможно в условиях целенаправленного формирования нового взгляда на тех иных, которые рядом.

Программа, которую мы предлагаем, имеет не только информационную составляющую, но и практическое направление. Это вопросы социальной интеграции приезжей молодёжи в культуру мегаполиса, воспитания и образования нового поколения жителей Москвы, таких разных по внешности, языку и культуре, но таких схожих в своём стремлении познавать новое и счастливо жить в современном развитом обществе.

Летняя этнонациональная школа «Я, ты, он, она — вместе целая страна» — это система мероприятий, проводимых совместно с представителями диаспор Москвы и направленных на формирование художественно-культурологической среды с этнокультурным компонентом при использовании новых проектных и исследовательских технологий и методик преподавания, способствующих диалогу культур.

Открытие Летней школы состоялось 6 июня 2013 года в День русского языка и день рождения А.С. Пушкина. Дети готовили выступления отрядов по произведениям поэта. Пушкин объединил всех.

В организации и проведении школы активное участие принимали учителя московских школ и особенно педагоги дополнительного образования прогимназии №1756 (директор Татьяна Михайловна Прянишникова). Совместно с детьми они подбирали музыкальный и литературный материал к мероприятиям, посвящённым каждой республике. В программе принимали участие дети в возрасте 7–13 лет из диаспор и общин города Москвы. Дети были разбиты на шесть отрядов — от 12 до 15 человек разных национальностей.

В рамках проекта проводились Дни республик Российской Федерации, в которых участвовали все дети. Например, День республики Северная Осетия — Алания. Это представление традиций, обычаев республики, выступления по произведениям национального этноса, конкурс на лучший национальный костюм, танец и песню. Особое внимание уделялось природе, национальной кухне, системе воспитания и отношения к детям в семье. Взрослые активно помогали во всём.

День еврейской общины отмечался 14 июня, в этот день празднуется приход субботы — шаббат. Был приготовлен специальный ужин в традициях общины и специальные угощения — халы и сок. На шаббате исполнялись национальные песни в традициях общины и были зажжены шаббатние свечи.

Участники получили глубокие знания об этом древнем народе, дети все вместе участвовали в национальных играх и обычаях. Узнали еврейских поэтов и писателей, слушали музыку, ели национальные блюда и обсуждали вопросы отношений в семье.

Для многонациональной России вопрос о нациях и языках — это вопрос будущего страны. Очевидно, что работу по теме межнационального мира, межнационального общения необходимо начинать со школы, так как именно здесь происходит важная встреча с реальной многообразной и многоликой жизнью.

Была организована работа кружков по прикладному межнациональному искусству. На занятиях по бисероплетению дети изучали национальные узоры и пробовали самостоятельно выполнить изделие в форме браслета с узором, на занятиях по батику была освоена техника солевого батика. Валяние войлока — относительно новое течение в рукоделии. Каждый ребёнок сделал украшения из войлока с элементами бисероплетения. Во время работы кружков участники школы занимались изготовлением костюмов для вечерних мероприятий, изучали элементы национальных костюмов. В конце школы была проведена выставка детских работ.

Ковчег-2013

Подготовка и проведение ролевой игры "Ковчег-2013" были направлены на формирование игровой культуры как основы межэтнического понимания и познания мира и людей.

Основная идея: диагностика культурных отличий, проблем восприятия детьми иной культуры, ценностей других народов.

Задачи:

— адаптация детей в ином этническом пространстве;
— решение вопросов общения и коммуникаций детей различных национальностей;
— преодоление конфликтов.

Дети очень полюбили эту игру. Игрокам выдавалась карта стран, на которой имелись выделенные точки (города). Команда, состоящая из детей различных национальностей, начинала своё движение (путешествие) по этой карте. Попадая в очередной город, дети должны были рассказать об этом городе и стране, в которой он находится, об обычаях и традициях и истории народа, населяющего эту страну, произнести слова или фразу на соответствующем языке. Если участники ошибались, то команда отходила на шаг назад и начинала движение снова, ещё раз просмотрев словари и учебники географии и истории, задавая вопросы взрослым. Побеждала та команда, которая первой добиралась до финиша. Что и кого брать с собой «в дорогу», дети решали сами.

Ролевя игра Ковчег-2013

Специалисты Ассоциации «Здоровье, образование и культура» (президент — кандидат психологических наук Татьяна Алексеевна Болдырева) проводили психологические игры и тренинги. В занятиях по «Кросс-культурной психологии» участвовали все дети — участники школы. Эти занятия позволили:

— выявить и изучить сходства и различия в психологии людей, принадлежащих к разным культурам и этносам, установить их биологические, социокультурные, экологические и психологические особенности;
— выявить проблемы адаптации детей, оказавшихся в иной этносреде, в ситуации незнания языка и правил жизненного уклада;
— оказывать помощь таким детям, расширять возможности словаря и невербальной коммуникации;
— прогнозировать намечающуюся межэтническую конфронтацию в детском коллективе и оказывать превентивную помощь, моделировать конфликт и выход из него;
— обеспечить защиту детей от насилия, издевательств, унижения со стороны сверстников и взрослых; сформировать защитные механизмы поведения и понимания в сложных ситуациях.

Первые итоги

Можно говорить о реальном диалоге культур как методе образо-вания и воспитания подрастающего поколения, который, помимо приобщения школьников к культурным ценностям народов Российской Федерации, способствовал воспитанию толерантного мышления учащихся. Дети получили возможность познакомиться с культурой, традициями, историей, обычаями народов РФ и национальных диаспор, проживающих в Москве. Они приняли участие в мероприятиях, моделирующих национальные праздники и семейные обычаи народов.

Дети получили навыки межнационального общения, научились не только основам толерантности, но и расширили словарный запас: «здравствуй», «до свидания», «пожалуйста», «спасибо». Дети научились работать в команде, уважительно относиться к представителям других этносов, у них исчезла враждебность и настороженность по отношению друг к другу, чувство превосходства или неопределённости.

Полезным оказался опыт привлечения родителей к участию в программе. Толерантность ребёнка формируется в семье, и общение взрослых транслируется на его поведение. Родители участвовали в мероприятиях вместе с детьми, это способствовало сплочению семьи, воспитанию культуры позитивного межэтнического и межнационального общения. Ценным стал опыт межнациональных браков, представители которых делились опытом снятия межэтнических проблем.

Эффективности позитивных отношений в группах способствовали групповые занятия по повышению знаний в области психологии общения: знакомство с особенностями речи и мышления разных национальностей; знания о средствах невербального общения; диагностике поведения, провоцирующего или останавливающего конфликты; знакомство со структурой ситуации и социальными ролями.

Кругозор школьников обогатился информацией о культуре, истории, ценностях своего и других народов в Летней этнонациональной школе.

Светлана Кравцова,
директор негосударственного образовательного учреждения
Центр поддержки образовательных программ «Открытие»,
г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*