эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Зачем играть в преступников?

Немецкая фирма «Плеймобиль», производящая игрушки, выпустила набор для игры в ограбление банка, в который входит игрушечный макет банковского зала, фигурки кассиров и вооружённых преступников, полный золота сейф и так далее. Сами производители полагают, что их игрушки, предназначенные для детей 4–10 лет, учат «отличать правильное от неправильного».

2-1.JPG

Денни Брайан из организации «Общество против преступлений с помощью оружия» заявил: «Нельзя предлагать детям такие игрушки. Это вредно. Мне страшно подумать, чему они учат детей. Это очень дурной урок».

Однако управляющий отделом продаж фирмы-производителя таких игрушек Джейми Дикинсон ответил: «Мы 35 лет производим наборы для игры в полицейских. Чему мы научились у наших покупателей, так это тому, что детей с помощью игр можно научить отличать дурное от доброго и «злодеев» от «героев». Наши «полицейские» и «воры» в соответствующей одежде, полицейские машины и тюрьмы позволяют выстраивать игры такого рода. Мы тоже хотим, чтобы нашим детям ничего не угрожало, и надеемся, что и сами вносим свой скромный вклад в строительство безопасного, но реального мира».

На современном рынке игрушек при всём его избыточном многообразии сложно найти хорошую куклу, тем более куклу-мальчика. Между тем, в продаже периодически появляются куклы-преступники и куклы-полицейские. На первый взгляд, всё нормально: ребёнок будет ловить преступников и развиваться как справедливая личность.

Возможно, что тема правонарушений вообще не заинтересует ребёнка и не появится в его игре. Специально привлекать к ней внимание не имеет никакого смысла.

Но давайте внимательнее рассмотрим природу детской игры и её значение в развитии ребёнка. Сюжетная игра, для которой предназначен этот набор, — деятельность символическая. Ребёнок с помощью условных обозначений выстраивает воображаемую ситуацию в соответствии со своим замыслом. Этот замысел основывается на опыте ребёнка и отражает волнующие его темы. Знакомя его с новыми реалиями жизни, мы обогащаем его представления о мире и предлагаем новые темы для игры. При этом самостоятельность замысла ребёнка является развивающей задачей игры. От взрослого требуется поддержать и помочь воплотить замысел ребёнка, а не навязать свой.

Поэтому полезнее для ребёнка будет не комплект игрушек, где всё придумал производитель, а человечки и различные неоформленные материалы (тряпочки, кубики, шарики и пр.), которые по желанию могут стать и кухонной утварью, и элементом городского ландшафта.

Вариативность игры несёт в себе высокий развивающий потенциал. Конкретная игрушка может наталкивать на новый сюжет, а может и затормозить развитие игры. Например, фигурка доктора, с одной стороны, побуждает ребёнка играть в больницу, а с другой — не позволяет развернуть другие сюжеты. Таким образом, если мы купили ребёнку набор «Больница», где есть доктор, больные, медицинская аппаратура и прочее, то для новых сюжетов ребёнку потребуются другие игрушки.

То же самое получается и с набором «Укрытие преступника». Покупая готовый комплект, мы настраиваем ребёнка на однообразную игру со схожими сюжетами. Свойство игрушки, когда она тормозит развитие игровой деятельности, можно назвать закрытостью.

3.jpg

В игре ребёнок пытается воспроизвести и понять мир взрослых, их отношения. Предлагая ребёнку фигурки преступников и полицейских, мы жёстко фиксируем их роль. Что можно сделать с преступниками? Поймать и посадить в тюрьму. При этом они навсегда остаются преступниками. Это очень спорный этический момент.

Мы же не считаем ребёнка плохим, если он кого-то ударил, мы осуждаем его поступок. Но давая ему фигурку с карикатурной злой гримасой, мы создаём образ, который не может быть изменён в процессе игры. Таким способом мы формируем картину мира без надежды на изменение человека к лучшему. Это лишь частично соответствует действительности, поэтому не может являться этическим ориентиром.

Нужно ли вообще ребёнку играть в преступников и полицейских? Знакомясь с миром, малыш сталкивается с его различными проявлениями. Мы не знаем заранее, что будет волновать ребёнка. Со стороны взрослого не должно быть запретов относительно тем в игре, если они важны для ребёнка.

Например, после автомобильной аварии, ребёнок может испытывать потребность в многократном проигрывании катастрофы. Тогда задачей взрослого будет укрепление и поддержание утраченного чувства безопасности ребёнка. Это значит, что взрослый должен вводить в игру скорую помощь, службу безопасности, сотрудников ГИБДД, ремонтную службу, стремящихся предотвратить аварии и ликвидировать неприятные последствия катастрофы. Но взрослый не должен вносить в игру правонарушения, преступления, опасность.

Иными словами, если ребёнок испытывает потребность в игре-противостоянии, то её можно воплотить с помощью обычных фигурок-человечков. Пусть ребёнок сам решает, что с ними произойдёт: станут ли они преступниками и сядут в тюрьму или одумаются и исправятся.

Если говорить об этическом воспитании ребёнка, то важен опыт его собственных поступков и реакция на них взрослого. Совсем не факт, что ребёнок, играющий в полицейского, вырастет добропорядочным гражданином и хорошим человеком. То есть игра — это способ общего психического развития ребёнка и лишь в частных случаях её можно использовать в воспитательных и терапевтических целях.

В игре ребёнок учится воплощать свой замысел, подчинять своё поведение роли и правилу, одновременно удерживать реальный и воображаемый планы, взаимодействовать с другими людьми и многому другому. И именно с этой точки зрения необходимо рассматривать игрушку в первую очередь.

Воспитание же — всеобъемлющий процесс, происходящий в общении взрослого и ребёнка. Если мы стремимся вырастить ребёнка законопослушным и гуманным человеком, мы не должны быть с ним жестоки или безразличны, но мы должны поддерживать в нём чувства сострадания и жалости к другому, должны быть последовательны в своих поощрениях и наказаниях. Если мы не соблюдаем этих правил с ребёнком и тем более сами грубим, обманываем, проявляем равнодушие к другим, то бесполезно ожидать, что игра разовьёт ребёнка с этической стороны.

Наталья Матушкина, специалист Центра психолого-педагогической
экспертизы игр и игрушек Московского городского психолого-педагогического университета


От редакции

Опять мы сталкиваемся с лукавством производителей. Им выгодно выпускать этически сомнительные игрушки, ибо такого рода продукция всегда пользуется спросом, а уж обосновать, в чём её польза, специалисты по пиару сумеют, их этому обучали.

Тема добра и зла неисчерпаема, она должна присутствовать и в сказках, и в игровых сюжетах, но почему психологи решили поднять вопрос об этичности данного набора?  Всё просто: в большинстве подобных игр происходит обучение злу. Да, есть полицейские, которые должны пресечь это зло, но одно дело, когда человек совершил плохой поступок случайно, а другое — когда пошаговая инструкция готовит героя к плохому поступку, тем самым невольно провоцируя процесс обучения определённым действиям.

И вновь возникает тема героического. Ограбил банк — значит, герой? Отнюдь. Герой тот, кто способен жертвовать собой ради блага других. И привить это ребёнку можно только собственным примером.


Дорогие  читатели!

Мы по-прежнему прислушиваемся к вашему мнению и ждём ваших откликов. Самые интересные ваши суждения мы опубликуем в ближайших выпусках. Пишите нам, пожалуйста, по адресу: redaktor@ i-igrushki.ru.

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*