"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Загадки ботанического сада
В нашем детском саду есть зимний сад, в котором множество интересных растений с экзотическими листьями, необычными стеблями и корнями. Дети, приходя в него на занятия по экологии, всегда задают много вопросов:
- Как называется это растение?
- Почему у него такие необычные листья?
- А бывают ли у этого растения плоды и семена?
- Почему то или иное растение не цветёт?
- Почему так называется растение?
- Есть ли в Москве место, где таких растений много?
Детские вопросы подтолкнули нас к идее проекта, благодаря которому ребята поближе познакомились с растениями и узнали ответы на свои вопросы.
Цель: формирование и развитие основ экологической культуры у детей дошкольного возраста через знакомство с разнообразием растительного мира.
Образовательные задачи: актуализировать знания детей о разнообразных растениях ботанического сада, учить самостоятельно высаживать растения разных видов, правильно ухаживать за ними, учить использовать разные методы экспериментирования в условиях группы детского сада и самостоятельно дома.
Развивающие задачи: развивать воображение детей, речь и творческие способности, развивать умение описывать растение и составлять рассказ.
Подготовительный этап
Осенью на прогулке дети обратили внимание, что название некоторых растений они не знают. Ребята собирали плоды и листья, которые рассматривали в группе. Благодаря своим наблюдениям воспитанники вместе с воспитателями узнали, что на участке растут можжевельник, каштан, липа, рябина, туя стелющаяся, ель, сирень и другие растения. Какие же ещё растения можно увидеть в нашем городе? Какие у них плоды? Где они растут? Чтобы ответить на все вопросы, воспитатели читали детям художественную литературу.
Основной этап
Экскурсии
Дома дети часто рассказывали об интересных растениях, с которыми они познакомились в детском саду, и родители предложили посетить Московский ботанический сад МГУ «Аптекарский огород». Первый раз мы попали в этот удивительный сад осенью. Мы увидели «Вересковую горку», на вершине которой растёт Можжевельник Казацкий. Ему больше 100 лет. Дети вместе с родителями увидели уникальный экземпляр дуба, которому 154 года. Осенью в ботаническом саду особенно красиво, в дендрарии мы увидели клёны с красивыми листьями и разные виды жасмина, гортензии, сирени, липы, лиственницы редкой плакучей формы.Мы узнали, почему ботанический сад называется «Аптекарским огородом». Оказывается, Пётр 1 был заинтересован в выращивании лекарственных растений и просвещении людей об их лечебных свойствах. Дети узнали, что некоторые виды ягод (брусника, земляника) обладают лечебными свойствами, а перечная мята может помочь от головной боли. Всем понравился осенний ботанический сад, необычный цвет листьев создавал впечатление, что мы находимся в сказке.
Занятие по экологии «Что такое ботанический сад?»
Прежде чем познакомиться с понятием ботанический сад, мы выяснили, что такое ботаника. Это наука, которая изучает разные растения. А главная задача ботанического сада – сохранение разнообразия растений. В ботаническом саду много разнообразных растений, и они поделены на группы: «Дендрарий» – это деревья и кустарники, «Розарий», «Сад непрерывного цветения», «Садовые растения», «Альпинарий», «Участок полезных растений», «Питомник» и даже есть «Семенная лаборатория».Занятие проходило после посещения родителями и детьми ботанического сада. Поэтому многие отделы дети видели своими глазами. Особенно детей заинтересовал раздел «Дендрарий», «Полезные растения» и «Семенная лаборатория». Семенная лаборатория – это очень интересный раздел. На занятии мы приготовили наборы из плодов и семян разных растений и предложили детям угадать, как они называются и с какого они растения. Ботанический сад не только знакомит людей с неизвестными и редкими растениями, но и позволяет сохранить их для последующих поколений.
Занятие «Удивительные растения нашего зимнего сада»
На экскурсии воспитанники познакомились с загадочными растениями, и некоторые из них мы нашли в нашем зимнем саду. У детей возникало много вопросов: «Почему такие листья? А где корни? Почему у этого растения стебель толстый, а у другого тонкий? Почему листья дырявые?» и многие другие. На этом занятии мы попытались ответить на некоторые из них и ещё нарисовать любимые растения.- Монстера – таких растений в нашем зимнем саду два. Воспитанники назвали его сказочным. Это растение – лиана, опорой служат воздушные корни, которые даже можно потрогать. Огромные листья насыщают воздух кислородом и очищают от вирусов и грибков.
- Пахира – растение нашего зимнего сада, выросло до 3 метров. В народе называют его бутылочным деревом, потому что в стеблях может накапливаться влага, и он становится утолщённым.
- Замиокулькас – самое смешное название (по мнению детей). В зимнем саду мы нашли три таких растения. В народе его называют долларовое дерево. Оно не имеет ствола, стеблей и веток, а только листья сложного строения, которые растут сразу из корневой системы.
Детям так понравилось изучать и рассматривать растения, что они предложили нарисовать самое, по их мнению, интересное и необычное растение. Получилась целая выставка рисунков.
Экспериментально-исследовательская деятельность в группе
Как растут растения в зимнем саду и на площадке вокруг сада дети видят, а вот самим посадить и вырастить растение не всем удавалось. Поэтому дети и воспитатели решили вырастить в группе разнообразные растения и понаблюдать за их ростом и развитием. Всем так понравилась эта идея, что дети решили вырастить растения и у себя дома.Заключительный этап
Родители и дети активно участвовали в проекте. Всей семьёй они поливали, опрыскивали, рыхлили и даже протирали листья у растений. Многие дети показали свои растения на занятиях в группе и рассказали о том, как ухаживали за растениями, насколько они выросли. В ходе проекта ребята многое узнали о растениях, и им хотелось поделиться с воспитанниками других групп, поэтому они подготовили рассказ о «Загадках ботанического сада» и пригласили детей в зимний сад. Дети нашли ответы на многие вопросы, но многое ещё необходимо узнать, поэтому было решено продолжить данный проект.
Валентина Шушарина, педагог
дополнительного образования,
Наталья Коломийцева, воспитатель,
ГБОУ школа № 1574, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии