"Игры и Игрушки" №1-2012
«Живые» игрушки
«Интерактивность» в переводе означает «взаимодействие». Например, куклы-младенцы периодически дают команды своей маленькой хозяйке: «Мамочка, покорми меня», «Расскажи мне сказку». Куклы умеют есть, справлять естественные надобности, плакать. У них свой словарный запас и прочие атрибуты «роста и развития ребёнка». Встроенных функций в современных куклах становится всё больше, о чём производители с гордостью сообщают на упаковках.
Интерактивные куклы и звери живут своей жизнью и удивляют своими возможностями. Самая маленькая электронная кукла — пластмассовая девочка 4–6 см в высоту, голенькая в одном подгузнике, с бантиком на голове, сияющем огоньками, сидит на маленькой площадке, рядом стоит бутылочка. Хлопнешь раз — скажет «мама», хлопнешь два — скажет «папа», хлопнешь четыре раза — заплачет, покачаешь — засмеётся. А если продолжает плакать, дашь бутылочку — плакать перестанет, глазки захлопнутся, огоньки на голове погаснут, и куколка резко заснёт, прямо тут, на площадке, голышом.
Вместо живого котёнка ребёнку покупают пушистую мяукающую игрушку. Забот никаких — ни кормить, ни гулять, ни убирать за ним не нужно, а выглядит ну совсем как живой. Игрушечные звери «выражают своё отношение» к ребёнку: медвежонок, щенок или котёнок умеют вилять хвостиком и обниматься… Куклы могут болеть — у них поднимается температура и краснеют щёчки, некоторые даже чихают. Такие игрушки приводят в восторг, удивляют, забавляют, кажутся суперсовременными. Однако помогают ли они развитию игры?
Никакая программа не может воспроизвести внутренний мир человека (его волю, желания, переживание, отношение к другим), а без этого все изменения игрушки — лишь безжизненные механические звуки или движения. Эти движения в отличие от живых всегда одинаковые (даже если их 48 вариантов) и не зависят от играющего. Такие игрушки не требуют ни физических, ни умственных усилий. Но игра без усилия, без активной деятельности — всегда плохая игра.
Интерактивные игрушки всё дальше уходят от детской игры в сторону потребительства и механического использования заложенных производителем операций и функций.
В дошкольном возрасте дети общаются с игрушкой, которая становится другом. Обычно это мягкие образные игрушки — мишки, кошечки, собачки, куклы. Близость такого друга помогает малышу пережить опасность или одиночество, даёт ощущение своей нужности и самостоятельности. Малыши приписывают им свои чувства и переживания. «Киска плачет, маму ждёт, а мама не приходит» — говорит девочка, поглаживая любимую игрушку. Ребёнок переносит себя в тело игрушки, и оно становится воплощением его «Я». Разговор с игрушкой это разговор одного «Я» с другим, воплощённым в материальном предмете. Именно это делает общение с игрушкой важным условием формирования самосознания.
С интерактивной игрушкой такой диалог невозможен. С игрушками, напичканными техническими новинками, не нужно ничего придумывать и воображать. Нажимай на определённые места и наблюдай, что она скажет или сделает. Но именно такие игрушки предпочитают взрослые и дети, на их выпуск ориентированы производители. Особенности «игры» с такими игрушками — в манипулировании и экспериментировании, которые ничего общего не имеют с сюжетной игрой. Подтолкнуть ребёнка к развёртыванию сюжета возможно лишь при выключении или поломке механизма.
Наличие механизма сводит игровые действия к стереотипным манипуляциям. Игрушка выступает в качестве забавы, но никак не способствует разворачиванию игры, созданию мнимой ситуации или принятию роли. Она сама диктует ребёнку, что с ней нужно делать. Ребёнок попадает под её влияние, он лишён возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Всё уже сделано за него. Остаётся быть наблюдателем и использовать заготовленные для него предметы и готовые механизмы. А это очень скоро надоедает. Прелесть новизны быстро улетучивается. Требуются всё новые и новые «навороты». Если в игрушке присутствуют чётко фиксированные движения и звуки, тормозится не только фантазия ребёнка, тормозится его внутренняя психическая жизнь. Игрушка навязывает свой образ и способ действий, и поэтому не позволяет ребёнку даже создать свой замысел. Главные качества детской игры — свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность — при этом не требуются и не развиваются.
Прилавки игрушечных магазинов заполнены до отказа, ведь игрушка — такой же товар, как и любой другой продукт. Товар необходимо выгодно продать, а значит, важно придумать нечто из ряда вон выходящее, удивляющее и ошеломляющее. Но игрушка — не обычный товар, она имеет прямое отношение к психическому и нравственному развитию ребёнка. Однако это мало интересует производителей и продавцов.
Елена Смирнова, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы
игр и игрушек МГППУ, доктор психологических наук
Рекомендуем почитать
- Комментарии