Дети ссорятся из-за игрушек – что делать?
Игрушки играют важную роль в развитии ребёнка: они помогают развивать моторику, координацию движений, логическое мышление, воображение и социальные навыки. Но самое главное – игрушки становятся источником радости и удовольствия для ребёнка, что также важно для его эмоционального развития. Чувство собственности у ребёнка развито очень сильно, особенно если он ещё не научился контролировать свои эмоции и желания. В маленьком возрасте дети часто считают личные игрушки своей собственностью и могут проявлять агрессию или ревность, если кто-то хочет играть с его игрушками. Однако, важно помнить, что есть те игрушки, которые являются общим достоянием семьи, и нужно уважать права других членов семьи на игры с ними. В любом случае, ребёнка необходимо научить правильно относиться и к личным, и к общим игрушкам.
Почему дети ссорятся из-за игрушек
Нередко дети, живущие в одной семье, конфликтуют из-за игрушек, причём в скором времени объект ожесточённых боёв может быть равнодушно отброшен в сторону, а яблоком раздора становится следующая игрушка. Родители, желая прекратить эти постоянные разборки, прибегают к различным методам воздействия: уговаривают детей, наказывают, пытаются помирить или переключить их внимание на другие занятия. Однако, для начала было бы хорошо разобраться в причинах регулярных ссор, возникающих из-за игрушек.
- Родные братья и сёстры нередко ссориться из-за банальной ревности. Это чувство связано с желанием получить больше внимания и любви от родителей или других родных людей. Например, ребёнок может ревновать к брату или сестре, который получает больше внимания от родителей, от бабушки или дедушки. Желая получить внимание папы или мамы любой ценой, ребёнок предпринимает различные усилия, в том числе агрессивное поведение и даже непослушание. Также ревность может возникнуть из-за того, что ребёнок чувствует себя нелюбимым или недооценённым. Тогда малыш будет раздражительным, а его поведение конфликтным, в этом случае игрушка – это всего лишь способ отстоять своё право и желание.
- Вторая причина, по которой дети не могут поделить между собой игрушку – это обострённое чувство собственности. Если ребёнок считает, что игрушка принадлежит только ему, то он будет конфликтовать с другими детьми, которые хотят играть с этой игрушкой.
- Неумение общаться – третья причина ссор между детьми за право обладать игрушкой. Дети не всегда понимают, как общаться друг с другом и порой не понимают, что нужно делиться игрушками.
- Четвёртая причина – недостаток воспитания: Если родители не учат детей правильно обращаться с игрушками и не объясняют им, что такое уважение к другим людям, то это может привести к конфликтам из-за них.
Понаблюдав за поведением детей, за их реакцией и отношениями друг с другом внутри семьи, родители смогут обнаружить истинную причину возникающих ссор, и действовать в соответствии с имеющейся проблемой.
Как прекратить ссоры из-за игрушек
Устав от частых криков, доносящихся из детской комнаты, родители задаются вопросом, что же делать, как остановить бесконечные делёжки игрушек и сопровождающие этот процесс крики и вопли. Взрослым часто кажется, что раз дети не могут поделить ту или иную игрушку, то следует детям, близким по возрасту, покупать одинаковые игрушки. В каких-то случаях это действительно выход из сложившегося положения.
- Если это попытки детей завладеть родительским вниманием, найдите время для каждого ребёнка, которое вы можете провести только с ним. Выделите хотя бы 15 минут для игры со своим чадом. Расспросите ребёнка, во что вы можете поиграть с ним вдвоём? Может это будет настольная игра или запуск вертолёта на радиоуправлении, а может вам предстоит запеленать куклу и катать в игрушечной коляске, или ребёнок захочет порисовать? Неважно, какое это будет занятие, важно, чтобы оно нравилось ребёнку. Возьмите за правило уделять личное время каждому из детей. Пусть это будет небольшой временной отрезок, но малыш будет знать, что в это время ваше внимание целиком и полностью принадлежит только ему.
- При обнаружении в ребёнке жадности, которое вызвано повышенным чувством собственности, начните работать над этой проблемой. Начните с простых игрушек, которые не имеют большой ценности для ребёнка. Например, маленькие мягкие игрушки или конструкторы. Этими игрушками малыш более охотно поделится, чем недавно подаренной ракетой или новой куклой. Далее объясните ребёнку, почему важно делиться игрушками с другими детьми. Расскажите ему о том, что у каждого человека есть своя собственность, но также есть и общее имущество. А как приятно мирно играть со своим братом или сестрой. Когда ребёнок попробует поделиться своей игрушкой, а другой ребёнок поделится с ним, это может стать первым шагом на пути мирного решения конфликтных ситуаций.
- Детям легче усвоить какой-либо навык в игре, потому предложите игру, в которой он будет делиться своими игрушками с другими детьми. Например, можно устроить магазин, где каждый ребёнок может купить игрушку у своего соседа. Эта простая и весёлая игра поможет увидеть, что делиться – это вовсе не страшно и после игры его собственность непременно вернётся к нему. При первых попытках поделиться своими игрушками, хвалите ребёнка за его старания. Скажите ему, что он молодец и что вы гордитесь им.
- Чтобы научить детей общаться друг с другом, придётся приложить определённые усилия. Разговаривайте, объясняйте, читайте интересные поучительные рассказы, где дети смогут увидеть похожие ситуации и выход из них. Далее предлагайте детям совместные занятия и игры. Начать можно с тех игр, которые не требуют много места или времени. Это могут быть простые и динамичные игры, например, прятки или догонялки. Дети, при желании, могут выбирать игры самостоятельно. Это поможет им почувствовать себя увереннее и более комфортно в общении друг с другом. Установить правила поведения в случае конфликта из-за игрушки. Можно договориться, что каждый игрок должен иметь возможность взять игрушку на 10 минут, а затем вернуть её на место. Любое обучение требует терпения и понимания со стороны родителей. Дети могут испытывать трудности в общении друг с другом, поэтому важно быть готовым помочь им и объяснить, что происходит.
- Недостаток воспитания просто необходимо восполнять как можно раньше. Поговорите с ребёнком о его поведении и причинах поведения. Поощряйте за хорошее поведение и наказывайте за плохое. Важно установить чёткие правила и ожидания, чтобы ребёнок понимал, как он должен вести себя в различных ситуациях. И конечно же учите детей социальным навыкам, таким как уважение к другим людям, вежливость и принятие. Показывайте ему, как важно быть добрым и заботливым.
Показав детям, как делиться игрушками друг с другом, научите их совместным играм. Например, предложить им играть вместе, используя одну игрушку на двоих. Также, во избежание ссор, можно предложить детям другие способы развлечения, кроме игрушек: настольные игры, книги, рисование или лепка. Со временем дети научатся уважительно относиться к игрушкам другого ребёнка, не отбирая, а прося дать поиграть. Научатся совместным играм, где оба ребёнка могут в равной степени пользоваться одной и той же игрушкой. А ещё поймут, что гораздо лучше найти себе другое занятие, чем конфликтовать с братом или сестрой.
Рекомендуем почитать
- Комментарии