Халма
Халма – настольная игра, в которую могут играть двое, четверо или шестеро игроков. Два игрока играют друг против друга, четыре делятся на две команды. Слово «халма» в переводе с греческого языка означает «прыжок». Данная настольная игра относится к логическим, ее иногда также называют «китайскими шашками».
Корни халмы уходят в далекое прошлое. Хотя сложно определить ее прародителей, так как ими могли быть любые игры, в которых по ограниченной поверхности по определенным правилам передвигали камни, кости или иные подручные материалы, доступные древнему человеку. Официальным изобретателем данной игры является американский врач Джордж Ховард Монкс, случилось это в 1883 году (по другим данным в 1884 году). Монкс был торакальным хирургом, после окончания в 1880 году Гарвардской медицинской школы он проходил стажировку в медицинских центрах Европы, где и изобрел игру, сделавшую его знаменитой. Практически сразу игра обрела известность, стала востребованной.
Халма представляет собой два вида игры – диагональная и классическая. В обычном варианте игровое поле представляет собой квадрат, в углах которого располагаются фишки противников. Если речь идет о двух игроках, то соперники занимают противоположные углы, если же игроков четверо, то заполняются все углы. Американская версия располагается на поле в виде шестиконечной звезды, поэтому играть в нее могут шесть игроков. В классической разновидности фишки могут двигаться по диагонали и вертикали, а в диагональной версии добавляется также возможность хода по диагонали.
В зависимости от предпочтения покупателей и фантазии производителя в качестве передвижных игровых компонентов в халме могут быть использованы шашки, фишки, камешки, шарики, цилиндры и любые другие фигуры, различающиеся по цвету у противников. Целью игры является передвижение своих фишек в «двор» (другое название «дом») соперника. Домом называется территория, которую занимают фигуры в начале игры. Победителем считается тот игрок, который первым займет дом противника. Если в домах каждого игрока остались фишки, то результатом такого сражения становится ничья.
Игроки перемещают свои фишки в соседние пустые клетки в любом направлении. Также возможен прыжок через одну свою или чужую фишку, и, если расположение фигур на доске позволяет это сделать, таких прыжков за один ход может быть несколько. Исходя из этого правила, игрок может выстраивать удобные пути перемещения, используя для этого как свои, так и чужие фишки. Иногда используется право первого хода белых фигур, но в современных версиях не всегда имеются в игре белые фишки. Производители, стремясь привлечь внимание покупателей, делают фишки яркими и привлекательными.
Также в правилах может быть предусмотрено ограничение на количество ходов. Например, соревнующиеся установили ограничение в сто ходов, превысив которые, игра заканчивается ничьей. Несравненным плюсом халмы является развитие логического мышления, которое широко используется при игре. Необходимость просчитывать свои ходы и возможные ходы соперника, изменение положения фигур на игровой доске улучшает пространственное восприятие. Предугадывание ошибок противника, тактическое «закрывание» путей движения фигур позволяет улучшить стратегическое мышление. Учитывая специфику игры, халма не подойдет слишком активным детям, которым сложно усидеть на месте. Парная или командная игра будет увлекательнее, но немного сложнее.
К минусам можно отнести невысокую функциональность. Если приобретать игровое поле и фигуры для халмы, то уже ни в какую другую игру с этим набором не поиграть, за исключением каких-либо вариаций основных правил. Также возможна потеря мелких фишек, будь то в домашних или любых других условиях. Поэтому при покупке нужно обратить внимание, есть ли запасные фигурки в комплекте.
Если у вас имеются шахматы или шашки, то на их основе можно вполне устроить игру в халму, не совершая при этом дополнительные траты. Игра «Халма» будет полезна детям младшего и среднего школьного возраста, Короткие партии, которые обычно длятся 10-15 минут, не будут утомлять долгим нахождением в положении сидя. Непредсказуемость итогов и занимательный процесс будут подогревать интерес. Данная игра отлично подойдет для поездок, к тому же производители позаботились о комфорте и создали дорожные варианты халмы, в которых фигуры крепятся к игровому полю и не рассыпаются в транспорте.
В советское время халма была более известна под названием «уголки», однако, она не пользовалась высокой популярностью. Не могу сказать, что в настоящее время она переживает пик известности. В период развития технологий, производства развивающих и развлекательных игр со сложными функциями, оригинальными персонажами и остросюжетными линиями, простые прикладные наборы кажутся примитивными и устаревшими. В защиту могу сказать, что небольшим, но стабильным спросом халма все-таки пользуется. Некоторые из производителей:
- Philos выпускает американскую версию игрового поля в виде шестиконечной звезды;
- Tactic выпускает также американскую версию, но конструкция состоит из коробки, на которой располагается само игровое поле, а внутри можно хранить фишки;
- Бумбарам производит магнитную игру;
- Magneticus радует дорожной версией - магнитным набором 4 в 1.
В заключение хочется сказать, что при всей своей кажущейся на первый взгляд простоте, игра халма не заслуживает забвения. Она обязательно должна быть на вооружении в каждой семье, где подрастают дети.