"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2020
Чудеса из фетра
Общеизвестный факт, что дети с удовольствием и интересом откликаются на яркие предметы, манипулируя ими, придумывают варианты использования в решении своих детских задач и замыслов. Работая в дошкольной организации, мы понимаем важность и актуальность поиска различных вариантов подачи содержания дошкольного образования, используя различные средства, в том числе и самодельные игры (или игры, созданные своими руками и руками родителей).
Работая с детьми разных возрастов, наблюдая за их интересами и увлечениями, мы заметили, что фетр – это один из материалов, который вызывает у детей умиление и желание с ним контактировать. Он приятный на ощупь, нетоксичный, разнообразный по цвету, толщине. Фетр не требует обработки краёв, его можно стирать и гладить, его не помять и не порвать (если не использовать ножницы).
Игры из фетра – универсальное средство развития детей, их можно постоянно обновлять, пополнять, заменять, и, самое главное, фетровые плоскостные предметы (геометрические фигуры, фигурки животных, людей, предметы природы и др.) можно использовать по любому замыслу педагога, ребёнка или совместного творчества. Это то средство, которое привлекает внимание детей, развивает фантазию, сенсорные эталоны, мелкую моторку, математические категории (счёт, количество, величину и др.), коммуникативные навыки и может стать основой будущей режиссёрской игры.
В зависимости от возраста название игры из фетра может меняться, так, например, в раннем и младшем дошкольном возрасте – это «Волшебная коробочка», «Живые картинки», в старшем возрасте – «Сочинялки», «Затейники», «Фантазёры» и т.д. Может меняться форма подачи игры, её оформление и наполнение, может меняться авторство в создании собственной игры детьми своими руками (недостающие элементы или атрибуты), но неизменным остаётся яркость, практичность, простота в использовании, в создании самостоятельных различных образов, картин, сюжетов.
Игра из фетра может быть не только дидактической, но и творческой, ведь в зависимости от педагогических задач и «детской цели» её можно использовать в различных форматах: в организованной образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности, как подгруппой детей, так и индивидуально. Игры из фетра обладают важным педагогическим потенциалом, как дидактическое средство для ознакомления с новым, так и для закрепления навыков, для организации индивидуальной работы, так и для формирования коммуникативных навыков (умение договариваться, находить партнёра, организовать игру и т.д.).
В состав игры из фетра входит: ковролин настенный (2х1 м или любой другой размер) – для группы детей или/и коврик (можно использовать однотонный кусок ковролина размером 50х30, 70х50 см, «придверный коврик») или несколько ковриков – для парной или индивидуальной игры, коробка (контейнер) с фигурами (деталями).
Существует множество вариантов обыгрывания кусочков фетра, что позволяет индивидуально каждому ребёнку выбрать более интересный вариант, а воспитателю подобрать задания для каждого и создать важные условия для развития детей.
Игра «Укрась коврик»
(индивидуальная игра)Предложить украсить коврик – педагог показывает вариант (младший дошкольный возраст), и вместе придумывают для кого этот коврик. В старшем дошкольном возрасте можно предложить сразу самостоятельно украсить коврик для какого-то задуманного персонажа (Карлсона, феи Винкс и т.д.). Усложнением этой игры может стать предложение придумать историю о том, чей это коврик, откуда он появился и где он может находиться.
Педагогу важно понаблюдать за игрой детей, посмотреть, какие фигуры выбирают дети, как выстраивают композицию, самостоятельны ли в выборе узора, удовлетворены ли результатом своей работы.
Игра «Когда это бывает?»
(парная игра)В младшем возрасте воспитатель сам может выложить картину («поляна с цветами»), затем спросить у детей: «Что это? Когда это бывает?» и т.д. В старшем возрасте предложить детям загадать загадку картиной или картиной с ошибкой. Усложнением игры может стать загадывание картины на «ушко», чтобы другие дети угадали. В зависимости от педагогической задачи определяется вариант игры и сложность представленных и созданных картин.
Игра «Похож-не похож»
(индивидуальная, парная, групповая)С помощью этой игры дети смогут научиться сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, величине, материалу и т.д. В младшем возрасте предлагается выкладывать предметы, картинки по образцу (схеме) и затем сравнить – получилось или нет. В старшем возрасте может быть соревновательный эффект: предлагается одинаковый набор фигур, необходимо выложить предмет, картину, составленную из фигур, и проверить друг у друга, можно проводить игру на время.
Игры «Чего не хватает?» или «Что лишнее?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Четвёртый лишний» и другие также можно использовать с фетровыми фигурами, предметами, кусочками материи. Всё зависит от творческой совместной деятельности детей и взрослых.
Для решения дидактической задачи можно использовать коврик как панно: для решения проблемного вопроса или ситуации, для развёртывания высказываний и составления рассказа. Для развития самостоятельной творческой игры необходимо, чтобы дети были знакомы с этим материалом, с вариантами его использования, имели опыт взаимодействия с подобными играми.
Варианты развития творческой игры могут быть следующие: ребёнок (или вместе со взрослым партнёром) придумывают сюжет, затем его зарисовывают на бумаге, можно фотографировать. Или наоборот, сначала рисуем, затем выкладываем. Можно придумывать сюжет, используя несколько ковриков («дом с разными квартирами», «квартира с разными комнатами», «поезд с разными вагонами», «автомастерская с разными машинами»). А можно спросить у детей, что с этим делать. Уверяю Вас, ребята придумают множество вариантов, как с этим играть и творить, а может и вытворять.
В заключении хотелось бы отметить, что игра «созданная своими руками», самодельная, самодеятельная игра, творческая, режиссёрская игра обладает широкой вариативностью, многофункциональностью, универсальностью, обладает огромным потенциалом для развития ребёнка и может стать незаменимым помощником воспитателя.
Алёна Панкратьева, воспитатель,
МДОУ «Детский сад № 24»,
г. Петрозаводск, Респ. Карелия
- Комментарии