Чужой, знакомый, свой

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Как научить ребенка отличать «своих» от «чужих»

Известно, что каждый маленький ребёнок уникален. Тот опыт, который он получает в детстве, во многом влияет на его дальнейшую жизнь. Доверие к окружающему миру формируется у ребёнка через окружающих его взрослых. Как себя вести в тех или иных экстремальных ситуациях, к кому обратиться за помощью, какое решение принять – этому надо обучать детей с самого раннего возраста. Их знания в данном направлении фрагментарны и порой на практике не применимы, поэтому очень важно уделять внимание этой теме. Обучение навыкам безопасного поведения должны входить в систему воспитания детей в дошкольной организации. Воспитанием ребёнка дошкольного возраста занимаются все участники образовательного процесса. Поэтому для достижения успеха в формировании безопасного поведения детей необходимо тесное взаимодействие воспитателей и родителей, так как те знания, которые ребёнок усваивает в детском саду должны закрепляться в семье. На протяжении всего дошкольного возраста ребёнок усваивает большое количество норм, правил, предостережений и требований. Но в силу возраста ему трудно оценить их значимость. Когда ребёнок будет способен осознать и принять общепринятые нормы и правила, тогда они смогут стать регулятором его поведения. Очень важно подробно разъяснять правила взаимодействия ребёнка с незнакомыми людьми, проводить игры и упражнения на данную тему, так как от этого напрямую зависит его здоровье и безопасность.

Перед взрослыми стоят следующие задачи:

  • формирование безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста;
  • формирование понятий «свой», «знакомый», «чужой»;
  • закрепление представлений о способах поведения с незнакомыми людьми;
  • способствование воспитанию ответственного отношения к своей жизни.

Ход деятельности

1. Вводная беседа на тему «Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми». (Просмотр отрывка из мультфильма «Петушок-золотой гребешок».)

Цель: настроить детей на совместную работу, подвести к теме занятия.

Категория участников: дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор/телевизор), мяч, фотографии с изображением незнакомых людей (5 шт.), маски петушка и лисы.

Детям предлагается просмотреть мультфильм «Петушок-золотой гребешок» с последующим обсуждением.

Обсуждение мультфильма, детям задаются вопросы: «Про кого вы посмотрели мультфильм?», «Что произошло с Петушком? Почему?», «Выполнил ли он указания, которые дал ему Кот?», «Правильно ли себя повел Петушок, открыв окно Лисе?», «Как должен был повести себя Петушок?». Подвести беседу к цели беседы.

«Правила безопасного поведения с незнакомыми людьми»

Игра «Чужой, знакомый, свой»

Цель: формирование точного понятия, кто является «своим», «чужим» и «знакомым».

Педагог беседует с детьми: «Есть люди, которые приходятся нам близкими, мы с ними постоянно общаемся и видимся, они наши родственники. Есть знакомые нам люди, которых мы можем видеть реже, о них мы не так много знаем. А есть совсем чужие люди, с которыми мы вообще не знакомы. Давайте попробуем поиграть в игру и определиться, кто же является для нас «своим», кто просто «знакомый», а кто «чужой».

Педагог бросает детям мяч, и вперемешку называет те или иные персонажи. Дети должны ответить, кто кем является для них.

Свой: родители, близкие родственники.

Знакомый: друзья.

Чужой: люди, которых ребёнок не знает лично.

Обсуждение: «Чем близкий нам человек отличается от знакомого, а чем от «чужого», постороннего?»

Игра «Крикни громче»

Цель: формирование и закрепление представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми.

Беседа педагога с детьми по темам: «Как нужно вести себя с незнакомыми людьми на улице?», «Можно ли говорить с незнакомыми людьми?», «Почему чужой человек может быть опасен?»

Педагог: Давайте вспомним, какая история произошла с непослушным петушком. А как бы вы себя вели, если бы чужой человек на улице схватил вас?

Дети (предположительные ответы): громко кричал, звал на помощь, ударил, укусил, кинул землей в глаза, убежал в магазин.

Педагог: Какими бы словами вы призывали на помощь?

Дети (предположительные ответы): Помогите, меня уводит чужой человек! Это не мой папа (моя мама)! Караул! Полиция! Спасите!

Педагог: Давайте попробуем разыграть сказку и подобрать те слова, которыми мы можем позвать на помощь. (Педагог выбирает детей, с которыми будет разыгрывать поведение петушка и лисы.)

Игра «Хороший-плохой»

Игра «Хороший-плохой»

Цель: формирование и закрепление представления детей о правилах поведения с незнакомыми людьми. Объяснение того, что по внешности очень сложно определить добрый это человек или злой.

Беседа педагога с детьми на темы: «Дети, а как выглядит чужой человек?», «Можно ли определить по внешнему виду, хороший это человек или плохой?»

Педагог: Давайте попробуем это сделать. (Детям показываются фотографии с различными незнакомыми людьми.) Задача - определить добрый или злой человек изображён на картинке/фото. На обратной стороне картинки написаны стихи об этом человеке, которые его характеризуют – какой этот человек на самом деле, например:

1. Этот дядя добрый очень, помогает днём и ночью (фото 1, добрый мужчина).
2. Педагог наш – тётя Маша и её сынишка Саша, любят с детками играть, веселиться и скакать (фото 2, добрая женщина).
3. Этот дядя нехороший, стукнул он кота Тимошу (фото 3, злой мужчина).
4. Эта тётенька чужая позовёт на кружку чая. Ты домой к ней не иди, ждёт опасность впереди (фото 4, злая женщина).
5. Этот дяденька плохой, крадёт детей к себе домой (фото 5, на фотографии изображен приятный на внешний вид мужчина).

Получилось у вас определить по лицу злой или добрый человек перед вами? Не только злые и неопрятные люди могут быть опасными, но и добрые и красивые, хорошо одетые.

5. Подведение итогов
Вопросы для обсуждения:

1. О чём мы сегодня с вами говорили?
2. Каким людям мы можем полностью довериться, рассказать им о своей семье, куда-то пойти?
3. Что вы будете делать, если к вам подойдёт незнакомый человек?
4. Можно ли по внешнему виду определить хороший ли перед нами человек?

Юлия Черёмухина
педагог-психолог, I кв. категории
АНО «СОШ Академическая гимназия»

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*