"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2014
Дымковский козлик
Вот уже несколько веков дымковские игрушки доставляют радость истинным ценителям народного творчества. Яркие и красочные глиняные фигурки мало кого оставят равнодушными. Знакомство с творениями дымковских мастеров у многих детей начинается с детского сада. И это не только разглядывание игрушек и картинок, на которых они изображены, но и первые попытки собственного творчества, которые, как и всё новое и увлекательное, воспринимается детьми с большим интересом и удовольствием
Программное содержание:
- Воспитывать интерес к народным промыслам, декоративно-прикладному творчеству дымковских мастеров.
- Закреплять знания детей о дымковской игрушке, её характерных признаках, особенностях узоров и элементов.
- Развивать у детей самостоятельность, цветовое восприятие.
- Совершенствовать способы рисования кистью.
- Развивать интерес к русской культуре, традициям.
Используемые технологии: приобщение детей к истокам русской народной культуры; игровая технология; социально-личностная технология; технология развития творческих способностей; информационно-коммуникативная технология (ИКТ).
Предварительная работа. Рассматривание альбома «Дымковская роспись», дымковских игрушек, просмотр видеофильма о дымковском промысле, дидактические игры (лото «Декоративная роспись», «Подбери узор»).
Материал и оборудование: акварельные краски, кисти, баночки-непроливайки, салфетки, бумажные силуэты дымковских козликов (на каждого ребёнка), ноутбук, мультимедийный проектор, слайды.
Словарная работа: лыко, лапти, сафьяны сапожки.
Ход занятия
Воспитатель. Дети, у нас сегодня необычное занятие. Мы с вами побываем на родине мастеров, где живут замечательные люди, которые делают сказочные игрушки. А для начала отгадайте загадку:С бородой, а не мужик.
С рогами, а не бык.
С пухом, а не птица.
Лыко дерёт, а лаптей не плетёт.
Дети. Козлик.
Воспитатель. Дети, посмотрите, какой чудесный сундучок! А что же в нём? Давайте откроем его. Козлик! Да какой нарядный! Вот как вертится — хочет плясать и стихотворение про себя рассказывать. А кто из вас знает потешки про козлика? (Обращаясь к дымковской игрушке, дети рассказывают потешки.)
Первый ребёнок. Козынька-козочек
Коротеньки ножки,
Сафьяны сапожки.
Я тебя кормила,
Я тебя поила.
На ножки поставила.
Танцевать заставила!
Воспитатель. Дети, скажите, откуда появилось это чудо?
Дети. Из Дымково.
Воспитатель. Правильно. С высокого берега реки Вятки видно заречное село Дымково. И зимой, когда топятся печи, и летом, когда туман, всё село будто в дыму, в дымке. Отсюда и название. Здесь в далёкую старину и зародилась эта игрушка, которую назвали дымковской, или ласково — дымкой. А из чего делают эти игрушки?
Дети. Из глины.
Воспитатель. Да, из глины лепили фигурки, и искусные мастера превращали их в весёлые игрушки. А какими узорами расписывали — просто залюбуешься! (Показывает слайды.)
Второй ребёнок. Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё село кругом.
Голубые дали,
И село большое
Дымково назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо-сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Третий ребёнок. Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Воспитатель. Дети, посмотрите внимательно на иллюстрации и скажите, из каких элементов составлен дымковский узор?
Дети. Из кругов, колец, точек, полос, волнистых линий, клеток.
Воспитатель. Да, дети, каждый элемент дымковской росписи что-нибудь означает. Круг — символ солнца, каравай — хлеба; точки — звёзды; волнистые линии — вода; прямые — дорога. А теперь назовите цвета красок, которыми рисуют узоры?
Дети. Красный, синий, жёлтый, оранжевый, малиновый, зелёный.
Воспитатель. Чтобы игрушка получилась красивой, дымковским мастерам приходится много трудиться, придумывая разнообразные узоры. Дымковские игрушки знают не только в нашей стране. Видели их на выставках и в других странах. И там, как и у нас, люди радуются, глядя на русские задорные игрушки. А сейчас, ребята, прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём.
Физкультминутка
Воспитатель (рассказывает стихотворение.) Козушка, белоногушка,
По лесу ходила, волка дразнила:
«А я волка не боюсь!
Я серого не страшусь!
Я от серого волка
Под берёзкой схоронюсь!»
Воспитатель. (Показывает силуэты козликов.) А почему козликам невесело? (Ответы детей.) Им хочется, чтобы их костюмы были яркими, нарядными. Ребята, а вы можете им помочь? Постарайтесь расписать их так, чтобы они получились такими же красивыми, как настоящие дымковские. И не забудьте, что начинать расписывать козликов нужно с закрашивания отдельных частей (рога, оборочки на ногах, копытца), а потом рисовать узор. Правильно пользуйтесь кисточкой, красками, водой. Будьте внимательны. (Дети рисуют, затем рассматривают рисунки. Воспитатель хвалит детей.)
Воспитатель. Молодцы! Какие козлики получились ненаглядные! И впрямь глаз от них не отвести! На душе стало празднично, радостно. Спасибо за вашу работу, дорогие мои мастера!
Галина Быкасова, воспитатель МДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида №15» г. Жуковский, Московская область
Рекомендуем почитать
- Путешествие в лабораторию к профессору Чудакову
- "Рисуем" резинками - математический планшет два в одном
- «И куклам дали тут приют…»
- Комментарии