эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Экскурсия в зоопарк

Конспект фронтального подгруппового занятия по формированию и развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с ТНР.

Формирование грамматического строя речи

Цель: развивать лексико-грамматический строй речи.

Образовательные задачи: закрепление полученных знаний по темам: «Животные нашего леса», «Животные жарких стран»; формирование грамматического строя речи: согласование существительных с числительными; упражнение детей в образовании притяжательных прилагательных, образовании сложных существительных; образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами, употреблении существительных в винительном падеже. Закрепление умений составлять сложноподчинённые предложения. Развитие связной речи.

Развивающие задачи: развитие памяти, внимания, мышления, общей моторики, логического мышления, развитие зрительного гнозиса.

Воспитательная задача: воспитание интереса к миру животных, доброжелательное отношение к обитателям зоопарка.

Подготовка: чтение энциклопедий, беседы, чтение художественных произведений, рассматривание альбомов, иллюстраций, проведение занятий по темам «Дикие животные», «Животные жарких стран».

Словарная работа: зоопарк, вольеры, экскурсовод.

Ход занятия

1. Создание эмоционально-положительного фона
Логопед: Раз, два три четыре, пять – приглашаю вас играть! (Дети встают в круг.) Ребята, за руки возьмитесь, посмотрите в глаза, улыбнитесь и пожелайте друг другу доброго утра. У нас сегодня гости, поздороваемся и с ними.

2. Игра «Несуществующее животное»
Логопед: Ребята, сегодня утром один знакомый художник, прислал мне замечательную картину, но мне совсем не понятно, кого он на ней изобразил. Помогите мне: «Это чьи уши?», «Чья это морда?», «Чья это шея?» Ребята, а где можно увидеть всех этих животных вместе? (Ответы детей.) Кто был в зоопарке? Вам понравилось? Вслушайтесь в это слово – «Зоопарк». На иностранном языке слово «зоо» означает – «животное», а слово «парк» всем вам хорошо известно. Что получится, если соединить эти слова? (Ответы детей). Парк, в котором живут животные. Сегодня я вам предлагаю представить, как уже наступило лето и приглашаю в зоопарк на экскурсию. Закрыли глазки и произносим волшебные слова: «Покрутились мы вокруг, в зоопарк попали вдруг». (Играет волшебная музыка.) Ребята, давайте вспомним правила поведения в зоопарке. Там нельзя кормить животных, дразнить и злить их, пугать, ни в коем случае нельзя ничего в них кидать, не бросать мусор и вести себя тихо. Ребята, как в зоопарке называется место, в котором содержатся животные?

Дети: В клетках.

Логопед: А ещё они живут в вольерах. Вольеры – это открытая или закрытая площадка, огороженная сеткой, где содержатся животные. А в зоопарке никого нет…

Животные жарких стран

3. Игра «Узнай, кто спрятался? (В вольерах выглядывают хвосты, уши, головы.)
Дети: Я думаю, что здесь спряталась лиса, потому что вижу лисий хвост. Я думаю, что здесь спрятался слон, потому что вижу слоновий хобот. Я думаю, что здесь спрятался жираф, потому что вижу жирафью шею. Я думаю, что здесь спрятался лев, потому что вижу львиную гриву. Я думаю, что здесь спрятался заяц, потому что вижу заячий хвостик и заячьи уши. Я думаю, что здесь спрятался верблюд, потому что вижу верблюжий горб.

Логопед: Какие вы молодцы, всех нашли. Ребята, а вы знаете, кто такой экскурсовод? (Экскурсовод – это специалист по проведению экскурсий, который должен иметь хорошие знания в своей области.) Сегодня я вам предлагаю стать экскурсоводами и работниками зоопарка. Хотите?

Дети: Да.

Логопед: А кто может рассказать нам про слона? (Одеть фуражку гида и бейджик на ребёнка. Ребёнок рассказывает про слона. В это время смотрим презентацию.)

Логопед: Спасибо за рассказ, отлично. Ребята, животных, которых мы увидели, просто поражают своими размерами. Продолжите предложение.

4. Игра «Как сказать по-другому «по большому»?
У слона не ноги, а … ножИщи.
У льва не грива, а … грИвище.
У зайца не уши, а … ушИщи.
У лисы не хвост, а …хвостИще.
У верблюда не горб, а … гОрбище.
У льва не зубы, а … зубИщи.
У жирафа не шея, а … шЕище.

Вы не испугались? Продолжим нашу экскурсию. Кто может рассказать про льва? (Ребёнок рассказывает про льва.) Спасибо за рассказ, нам очень понравилось. Давайте немного отдохнем. (Проводится физминутка «Зоопарк» по выбору педагога.) Продолжим нашу экскурсию. Кто расскажет нам про лису. (Ребёнок рассказывает про лису.) Спасибо за рассказ, нам очень понравилось.

5. Игра «Кто кем был?»
Логопед: Скажите, пожалуйста, а кем были эти животные, когда они были маленькими. (Дети берут детёныша и ставят рядом с вольером.)

Лев был львёнком.
Слон был слонёнком.
Жираф был жирафёнком.
Лиса была лисёнком.
Верблюд был верблюжонком.
Заяц был зайчонком.

Продолжим нашу экскурсию, кто расскажем нам про зайца? (Ребёнок рассказывает про зайца.) Спасибо за рассказ, нам очень понравилось.

6. Игра «Скажи одним словом»
Логопед: Ребята, посмотрите на зверей в нашем зоопарке и скажите:

У слона толстые ноги, как его назовём одним словом? (Толстоногий.)
У жирафа длинная шея – он длинношеий.
У зайца короткий хвост – короткохвостый.
У лисы острые зубы – острозубая.
У жирафа короткая шерсть – короткошёрстный.
У льва большая грива, значит он большегривый.
У зайца длинные уши – длинноухий.
У верблюда два горба – он двугорбый.

Кто расскажет нам про верблюда? (Ребёнок рассказывает про верблюда.) Спасибо за рассказ, нам очень понравилось.

Кого видели в зоопарке?

7. Игра «Сосчитай и называй»
Логопед: Ребята, а в зоопарк привезли новых зверей. Расставьте их в вольеры, посчитайте и назовите, сколько зверей стало.

В вольере три слона.
В вольере два жирафа.
В вольере четыре льва.
В вольере шесть зайцев.
В вольере пять лис.
В вольере два верблюда.

Продолжим нашу экскурсию, кто расскажет нам про жирафа? (Ребёнок рассказывает про жирафа.) Молодец.

8. Итог
Логопед: Мы очень интересно провели время в зоопарке, но он закрывается, а нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте в круг. Закройте глаза, произносим волшебные слова: «Глазки закрываем и в детский сад попадаем». (Звучит волшебная музыка.) Ребята, где мы с вами побывали?

Дети: Мы побывали в зоопарке.

Логопед: Кого мы там видели?

Дети: Мы видели слона, зайца, лису, жирафа, верблюда, льва.

Логопед: Какие новые слова мы узнали?

Дети: Вольер, экскурсовод, зоопарк.

Логопед: Что вы интересного узнали? (Дети делятся впечатлениями.)

Екатерина Крюкова
учитель-логопед выс. кв. кат.
МБДОУ № 59 г. Салават

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*