Формирование фонематического восприятия

С каждым годом в детский сад поступает всё больше детей с особенностями развития. Среди них дети как с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата, так и со сколиотической осанкой, врождённым вывихом бедра, килевидной деформацией грудной клетки, кривошеей, а также ДЦП.

У многих детей с отклонениями мышечного тонуса имеются проблемы в развитии речи по типу стёртой формы дизартрии. Это ведёт к стойкому нарушению звуковой стороны речи и недостаточному развитию фонематического слуха, нарушению пространственной ориентации, грамматического строя речи, слоговой структуры. Ребёнок, имеющий даже незначительные особенности в развитии, нуждается в специальных методах и приёмах обучения.

Педагог должен уделять внимание развитию всех психических процессов, но мы хотим обратить внимание на развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия в связи с тем, что именно эти процессы лежат в основе развития речи, а в дальнейшем — чтения и письма.

Чтение и письмо — результат слаженной работы целого ряда физиологических компонентов. Для полноценного овладения чтением и письмом ребёнок должен овладеть умением:

— слышать, есть ли данный звук в слове;
— различать по смыслу слова, похожие в звуковом и слоговом отношении;
— различать слова-паронимы;
— слышать последовательность звуков в слове.

Акустический анализатор тесно связан с двигательным и рече-двигательным анализатором. Нервные импульсы, возникающие в больших полушариях, после реактивного возбуждения коры, проводятся в двигательную область и передаются для регуляции двигательного акта. У детей недоразвитие или ослабление деятельности двигательного анализатора может сопровождаться нарушением в формировании двигательных рефлексов, что отражается на формировании навыков письма и чтения. Но эти навыки речи не исчерпываются анализом звукового состава слова. Встречаются нарушения письменной речи, обусловленные поражением оптических систем в коре головного мозга.

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата в большей или меньшей степени сталкиваются с перечисленными выше проблемами. Поэтому на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду требуется работа по профилактике нарушений чтения и письма.

Для решения этих коррекционных задач требуются грамотно разработанные методические пособия и увлекательный демонстрационный материал. На наш взгляд, этим требованиям полностью соответствует методическое пособие Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.В. Дуровой, Л.Н. Невской под редакцией Н.В. Дуровой «Обучение дошкольников грамоте», которое включает конспекты занятий для педагога, набор демонстрационных плакатов для звукового и звукобуквенного анализа слов, индивидуальные карточки для звукового анализа, соответствующие демонстрационному материалу, а также набор из четырёх тетрадей для индивидуальной работы.

Пособие универсально, его можно использовать не только в образовательной, но и в игровой деятельности, в часы вечернего досуга, а также рекомендовать родителям для закрепления знаний в увлекательной форме. В нём представлены дидактические игры, которые можно проводить на прогулке. Подобраны речевые игры, способствующие развитию фонематического слуха, формированию фонематического восприятия и аналитико-синтетической деятельности. В эти игры можно играть, сидя на ковре, лёжа в кровати, а также в транспорте.

Е.Макарова, старший воспитатель ГБОУ д/с № 2664
Т. Рукавицына, учитель-дефектолог

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*