Формируем экологическую культуру

Описываемые здесь настольно-печатные экологические игры не только формируют естественнонаучные и экологические представления детей, но и развивают речь, образное и логическое мышление дошкольников, способствуют развитию социально-коммуникативных навыков. Кроме того, они могут служить основой диагностики естественнонаучных и экологических представлений детей разного возраста, начиная со среднего дошкольного.
Формируем экологическую культуру
Человек может получать знания из трёх источников:

  • от другого человека (педагога, родителя, товарища, из СМИ, Интернета и т. п.);
  • из непосредственного наблюдения объектов, процессов и явлений;
  • самостоятельно «вычислять» новые знания путём логических рассуждений, поскольку мозг обладает уникальной способностью самопроизвольно увеличивать количество содержащейся в нём информации.

В настоящее время одна из серьёзных проблем экологического образования заключается в том, что доминирующее положение занимает первый источник знаний; второй и третий используются крайне редко. Это неблагоприятно сказывается на развитии образного и логического мышления детей.

Но экологически грамотный человек должен сам видеть в реальной природе позитивные и негативные тенденции и на основе собственных логических умозаключений предвидеть ближайшие и отдалённые последствия этих тенденций. Значит, у него должно быть хорошо развито образное и логическое мышление.

Стремясь к решению этой задачи, наш детский сад разработал более 100 настольно-печатных экологических игр, основанных на интересных (более 2000) фотографиях животных, находящихся в естественных условиях. Фотографии для игротеки брались из открытых источников — Интернета, книг, журналов. Некоторые выполнены авторами самостоятельно.

Цель игротеки — с помощью натуралистических фотографий приблизить детей к природе, дать им возможность увидеть своими глазами, как живут животные в естественной среде и как они приспособлены к условиям своего существования, причём сделать это в игровой форме.

Организация игры:

В ходе игры дети раскладывают фотографии в задуманной ими последовательности (по принципу «Что сначала? Что потом?») и составляют рассказ о событиях из жизни животного. Отдельные факты дети берут из фотографий, а связующие элементы, объединяющие фото в единый сюжетный рассказ, додумывают путём логических рассуждений. Другие участники игры слушают этот рассказ, дополняют и изменяют его, спорят, возражают и доказывают. Взрослый, как правило, в игру не вмешивается, но незаметно следит за её ходом и становится заинтересованным консультантом или арбитром, если его просят об этом.

Все игры делятся на III группы:

I группа. В играх линейного типа события имеют начало и конец, фотографии раскладываются в линию. Любое нарушение последовательности событий сразу замечается игроками. Примеры таких игр: «Закат солнца», «Возраст человека», «Развитие кошки» или собаки, ежа, слона, лошади, свиньи и др..

II группа. В группу циклических игр отнесены те, в которых нет фиксированного начала и конца: это «Сезонные изменения в природе», «Суточные изменения», «Развитие курицы», «Развитие лягушки» и др. Поскольку здесь представлены циклические процессы, фотографии раскладываются не линейно, а «в кольцо».

III группа. Игры третьего типа названы вариативными. Они рассчитаны на развитие творческого воображения. Раскладывая предложенные фотографии, дети самостоятельно придумывают рассказы о событиях, якобы произошедших с живым объектом. Например, набор «Волки» содержит 59 фото. Младшие дети просто находят взрослых волков и волчат, убеждаются, что волки бывают разными, отвечают на вопросы педагога. У старших ребят возникает большой простор для развития воображения. На базе одного и того же набора, выкладывая фото в разной последовательности, они создают разные рассказы о событиях из жизни волков, об их приспособлении к жизни в лесу.
Белые медведи
В других наборах богато представлена жизнь кошек, собак, белых и бурых медведей, белок, мышей, лисиц, зайцев, коров, жирафов, улиток, насекомых и многих иных животных.

Для примера приведём несколько фотографий из набора «Медведица с медвежатами». Всего же набор содержит около 50 таких фотографий. Игровые задания можно варьировать:

— Кто из медвежат старше? («Что сначала? Что потом?»)
— Как и чему постепенно учатся медвежата?
— Как относится мать к своим медвежатам?
— Как медвежата относятся к своей матери?
— Как мать воспитывает медвежат?
— Как живут белые медведи на Севере?

Кроме этих игр, у нас есть «Экологическое лото», игры «Кто лишний?», «Кто здесь спрятался?», демонстрирующие маскировочную окраску животных, «Как общаются между собой животные?» (например, собака с собакой, с кошкой, с другими животными), «Приключения рыжего кота», «Приключения белого кота», «Рыжий котёнок и зелёный попугай» и др.

Особняком стоят подборки фото по темам:

  • «Кто это?». Существующие подборки фото позволяют по внешним признакам определить принадлежность незнакомых животных к тому или иному таксону.
  • «Что нарисовано на теле бабочки?». В этом случае подборки фото формируют экологические представления о значении окраски для животного, о приспособлении слабых животных к условиям жизни.
  • «Как относятся животные и человек друг к другу?».

Обычно игры проводятся в свободное время. Используются как индивидуальные (1–4 человека), так и коллективные (подгруппа или группа) методы. При коллективной работе возможны 2 варианта:

1 вариант. Все дети работают одновременно с разными наборами фотографий;
2 вариант. Каждому ребёнку даётся по 2–4 фотографии, и дети выкладывают их по очереди, придумывая единый, общий для всех, сюжет.

Педагогические условия использования настольно-печатных игр:

  • Зная возраст и уровень подготовки детей, педагог даёт им от 2 до 15 фотографий. Содержание фотографий определяется как индивидуальными особенностями детей, так и образовательными целями и задачами педагога.
  • Организуя данные игры, педагог не проводит никакой предварительной работы, ничему не учит детей. Все знания, необходимые для рассказа, они получают, рассматривая фотографии и самостоятельно делая логические умозаключения. Эти игры не только пополняют багаж природоведческих знаний, но и развивают такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, экстраполяция, индукция и дедукция, логические построения, воображение, фантазия.
  • Педагог вовлекает в работу родителей, подсказав, что для игры со своими детьми они могут найти интересные фотографии в Интернете, в книгах и журналах.

Опыт использования этих игр показал, что дети с удовольствием играют в них, просят давать всё новые и новые фотографии, сочиняют новые рассказы. По мере накопления знаний и опыта, эти рассказы становятся богаче и интереснее.

Главная же задача педагога — сохранить интерес детей, не превратить игру в опрос. С помощью данных игр педагог легко может отследить, как расширяется круг естественнонаучных и экологических представлений детей, как развивается их речь, насколько сформированы у детей социально-коммуникативные навыки. При таком подходе диагностика осуществляется методом наблюдения и не превращается в тестирование или экзамен.

Наталья Уманская, заведующая
Александра Иванова, педагог дополнительного образования
МДОУ «Ильинский детский сад» комбинированного вида,
с. Ильинка, Кемеровская область

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*