Гиперактивность — не приговор!

Сегодня наибольшую актуальность приобретает проблема дефицита внимания и гиперактивности как самая распространённая форма нервно-психических расстройств детского возраста. И педагогу, и родителям очень важно знать — в чём заключается СДВГ, как проявляется и чем можно помочь ребёнку, страдающему этим синдромом.
Гиперактивность — не приговор
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью или минимальные мозговые дисфункции как медицинский диагноз предполагает наличие лёгкого органического повреждения головного мозга, задержку созревания высших психических функций, развитие неврозоподобных состояний.

Психологические проблемы детей с СДВГ связаны именно с задержкой в темпах созревания функциональных систем мозга, обеспечивающих регуляцию когнитивных функций и произвольность. Вторичные расстройства — неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи — нередко приводят к проявлениям оппозиционного и даже агрессивного поведения, ухудшая межличностные отношения и социальную адаптацию.

Симптомы гиперактивности были впервые описаны как расстройство в 1902 году английским врачом Георгом Фредериком Стиллом, полагавшим, что появление симптомов вызвано слабым «тормозящим волеустремлением» и «недостаточным моральным контролем».

Последние исследования раскрывают несколько причин возникновения данного синдрома: генетические факторы, особенности строения и функционирования головного мозга, родовые травмы, инфекционные заболевания, перенесённые ребёнком в первые месяцы жизни и т. д.

Проявляется СДВГ несвойственными для нормальных возрастных показателей избыточной двигательной активностью, дефектами концентрации внимания, отвлекаемостью, импульсивностью поведения, проблемами во взаимоотношениях с окружающими и трудностями в когнитивной сфере.

Нарушение внимания проявляется преждевременным прерыванием выполнения заданий и начатой деятельности. Дети легко теряют интерес к заданию, так как их отвлекают другие раздражители.

Двигательная гиперактивность означает не только выраженную потребность в движениях, но и чрезмерное беспокойство, которое особенно выражено тогда, когда ребёнку требуется вести себя относительно спокойно. В зависимости от ситуации это может проявляться в беганье, прыжках, во вставании с места, а также в выраженной болтливости и шумном поведении, раскачивании и вертлявости. Прежде всего, это наблюдается в структурированных ситуациях, требующих высокой степени самоконтроля.

Импульсивность, или склонность к слишком быстрым, необдуманным действиям, проявляется как в повседневной жизни, так и в ситуации образовательной деятельности. Часть детей из-за своей импульсивности легко попадают в опасные ситуации, не задумываясь о последствиях. В большинстве случаев импульсивность нельзя назвать преходящим симптомом, она сохраняется в процессе развития и взросления детей наиболее долго.

Трудности в контактах и социальная изолированность являются частыми симптомами, затрудняющими отношения с родителями, педагогами и сверстниками. Такие дети зачастую не чувствуют дистанцию между собой и взрослым (педагогом, психологом), проявляют панибратское отношение к нему. Им трудно адекватно воспринимать и оценивать социальные ситуации, строить своё поведение в соответствии с ними.

Нарушения когнитивных функций и двигательная неловкость, обусловленная статико-локомоторной недостаточностью, в значительной степени связаны с недостаточностью организации, программирования и контроля психической деятельности.

Наличие СДВГ определяет врач-невропатолог или детский психиатр после проведения специальной диагностики. При необходимости назначается медикаментозное лечение. Однако подход к лечению ребёнка с СДВГ и к его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Улучшение состояния ребёнка зависит не только от назначаемого специального лечения, но и в значительной мере от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.
СДВГ
Перед вами — практические рекомендации педагогам и родителям ребёнка дошкольного возраста с СДВГ. Важно, чтобы педагог понимал сам и помог понять родителям такого ребёнка, что от их поведения, отношения и реакции в тех или иных ситуациях во многом зависит состояние ребёнка.

Необходимо направить усилия на обогащение и разнообразие эмоционального опыта ребёнка с СДВГ, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля, и тем самым, несколько сгладить проявления повышенной двигательной активности, а значит — изменить взаимоотношения его с близкими взрослыми, что поможет лучше понять ребёнка и снять излишнее напряжение, формирующееся вокруг него.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

  • проявлять твёрдость и последовательность воспитания; X контролировать поведение ребёнка, не навязывая жёстких правил;
  • избегать, с одной стороны, чрезмерной мягкости, с другой стороны — завышенных требований к ребёнку;
  • реагировать на действия ребёнка неожиданными способами (например: пошутите, повторите действия ребёнка, сфотографируйте его и т. д.);
  • повторять свою просьбу спокойно, одними и теми же словами, не меняя фразу много раз;
  • выслушивать до конца то, что хочет сказать ребёнок.

Изменение психологического климата в семье:

  • стараться уделять ребёнку достаточно времени;
  • проводить досуг вместе с семьёй;
  • не допускать ссор в присутствии детей.

Организация режима дня:

  • установить твёрдый распорядок дня ребёнка и членов семьи;
  • оградить ребёнка от длительных занятий на компьютере (норма — 10–15 минут в день);
  • по возможности избегать больших скоплений людей.

Специальная поведенческая программа:

  • придумать гибкую систему вознаграждений за хорошее поведение и наказаний — за плохое (можно использовать знаковую систему, например — жетоны, фишки, медальки и т. д. — накопление определённого их количества и отражение их в какой-либо форме);
  • не прибегать к физическому наказанию! Целесообразно использовать спокойное сидение (на стуле штрафников, в определённом ограниченном месте);
  • чаще хвалить ребёнка, так как эти дети очень чувствительны к похвалам, поощрениям;
  • развивать у ребёнка навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом, агрессией (можно предложить побить подушку, мягкую спортивную «грушу»);
  • постепенно расширять кругозор обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком;
  • не пытаться предотвратить последствия забывчивости ребёнка;
  • не давать ребёнку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;
  • не давать ребёнку одновременно несколько заданий.

Александра Большакова, педагог-психолог МБДОУ
Детский сад № 34 «Теремок» г. Выкса, Нижегородская область

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*