Гиперактивный ребёнок – что делать?

Тысячи родителей сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Но всегда ли мы,взрослые, действительно понимаем их сложности и вовремя приходим на помощь?И что же на самом деле нужно «такому» малышу?

Этот человек не такой, как все. Только ленивый не критикует его, рождая в маленькой душе неуверенность в себе и дух противоречия. Даже огромной любви и мудрости мамы и папы не хватает, чтобы вытерпеть «закидоны» такого крохи. А всё потому, что у него так называемый «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Число деток с таким диагнозом год от года растёт. Среди дошкольников их уже около 10 процентов. Пристальное внимание к таким детям обусловлено, прежде всего, неспособностью выдерживать регламентированный режим детского сада; особенности поведения таких детей сказываются на их успеваемости, взаимопонимании с взрослыми, сверстниками. Как проверить есть ли у вашего ребёнка СДВГ или он просто Гиперактивный ребёнок.pngхочет обратить на себя внимание взрослых?

Поиграйте с ребёнком!


1. Попросите ребёнка рассказать о том, что он видит на картинке

Картинка должна быть сюжетной, крупной, цветной и понятной. Например, с сюжетом из известной сказки или мультфильма. Как говорит ребёнок? Односложно отвечает на наводящие вопросы, либо «пыхтит» и сам строит фразы? Если словарный запас малыша достаточно богат — уже хорошо! У ребят с СДВГ часто отмечаются задержки речевого развития.

2. Поиграйте в игру «Недостающие детали»

Нарисуйте сами несколько бытовых, хорошо известных ребёнку предметов без одной детали, покажите малышу и спросите: «Чего здесь не хватает?». Это могут быть часы без стрелок, стул без ножки, петушок без гребешка. Интересно, что скажет ваш малыш? Заметит ли он пропажу?

3. Следующий тест – «Последовательные картинки»

Он очень хорошо покажет состояние развития причинно-следственных связей, что также неразрывно связано с вниманием. Разложите перед малышом три сюжетные картинки, общие по смыслу. Например, дедушка с топором пришёл в лес – дедушка рубит ёлку – дети пляшут вокруг наряженной ёлки. Пусть кроха разложит их по порядку и составит связный рассказ.

4. Тест «Лабиринт» на концентрацию, произвольность и устойчивость внимания

Нарисуйте сами или разыщите в детских журналах простейшие лабиринты, где с помощью пальчика или карандаша нужно пройти путь, который, например, ведёт мышонка на волю. Не забудьте, что в лабиринте обязательно должны быть тупики, а правильный путь только один. Обратите внимание на то, как ваш малыш выполняет задание. В случае ошибки повторяет ли он неправильный путь или ищет новый? Заезжает ли карандашом за контуры лабиринта? Все эти нюансы очень важны для окончательного диагноза.

5. Посидите и понаблюдайте, как ваш малыш собирает простые паззлы из пяти частей, как играет в кубики, как вкладывает фигуры в подходящие отверстия. Если в четыре года он может трудиться над новой задачей 5-7 минут – СДВГ у него нет.

6. Предложите игру: в ответ на ваше однократное постукивание, малыш должен поднять и опустить указательный палец, а на двукратное постукивание – ничего не делать. Ребята с СДВГ допускают слишком много ошибок.

7. Игра «Котята-шумовята»

В пластиковые «яйца» насыпаем крупы (горох, фасоль, гречка, рис и т.д.). Яйца заклеиваем клеем и обвязываем в виде весёлых котиков. Все котики разные по цвету, но одинаковые по размеру и форме. У каждого есть пара по звучанию, т.е. пара с горохом, пара с гречкой и т.д. Гиперактивный ребёнок1.pngДети с удовольствием находят понравившегося ему котика и ищут ему пару по звучанию.

Допустим, вашему ребёнку поставили диагноз «СДВГ». Не отчаивайтесь, он не навсегда. Родителям такого малыша нужно знать, что СДВГ бывает разных видов: с наличием гиперактивности и без неё. Бывает и ситуация, когда этих двух компонентов поровну. Во всех трёх случаях коррекционная работа и лечение будут разными. Лечением с вашей помощью займётся доктор. Конечно, справиться с гиперактивным малышом, да к тому же не реагирующим на ваши замечания, очень сложно, но можно. Как правило, родители и другие родственники (особенно бабушки и дедушки) не понимают, что происходит с их ребёнком и его поведение их раздражает.

Взрослые дяди и тёти склонны видеть причину плохого поведения ребёнка в «неправильном воспитании» и потому начинают обвинять в этих проблемах себя и друг друга. Что, в свою очередь, ведёт к вторичным нарушениям поведения у крохи: протесты, капризы, тревожность, агрессия.

Мамочке обязательно нужно понять, что улучшение состояния малыша во многом зависит от доброго, спокойного и последовательного отношения к нему.

Родителям необходимо избегать двух крайностей: чрезмерной мягкости и завышенных требований, которые кроха не в состоянии выполнить. Когда в семье нет единого стиля воспитания, такой малыш больше переживает, нежели здоровый ребёнок.

Советы мамам и папам


• Количество запретов и ограничений сведите к разумному минимуму.

• Ребёнка нужно учить правильно распределять свои силы, не бросаться от одного занятия к другому.

• Всегда используйте зрительную стимуляцию.

• Похвала для такого малыша — просто жизненная необходимость. Не скупитесь на поощрения, призы, одобрения.

• Из-за рубежа к нам пришёл термин «жетонная терапия». При работе с трудными детьми психолог поощряет их жетонами разных цветов.

• В отличие от обычных ребят, эти дети не могут удерживать в памяти два и более задания сразу. Следует давать только одно задание на определённый отрезок времени.

• Оберегайте малыша от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений.

Не забывайте и о «мозаичности» восприятия таких ребятишек. Малыш периодически «выключается» из процесса игры, обучения, не воспринимая какую-то часть информации.

С такими малышами должен работать не один специалист. Родителям желательно соблюдать все рекомендации психоневролога, заниматься с дефектологом, развивая память, наглядно-образное мышление, мелкую моторику своего крохи. Методы семейной психотерапии значительно уменьшают напряженность в семье. С их помощью можно объяснить ребёнку на понятном для него языке, в чём причина его неудач и как с этим справиться.

Игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия — все это оказывает удивительный эффект.

Гиперактивный ребёнок2.pngПостоянное взаимодействие педагогов и психологов с родителями гиперактивного ребёнка, построенное на доверии, единая линия поведения и восприятия приносят позитивные результаты. Отсутствие рассогласованности со стороны взрослых, чёткая направленность работы делают ребёнка значительно спокойнее и целенаправленнее, придают уверенность в собственных силах. А самое главное, дорогие родители — любите своего кроху, и всё наладится!

Признаки гиперактивности


♦♦ Такие дети весьма любопытны, но их любопытство — явление сиюминутное, поэтому, они, как правило, редко улавливают суть.

♦♦ Любознательность гиперактивным детям не свойственна, они совершенно не задают вопросов «зачем», «почему». Даже если и задают, то ответ выслушать забывают.

♦♦ Невзирая на постоянное движение, в котором ребёнок находится, у него имеются некоторые нарушения координации: неуклюж, неловок в движении, постоянно роняет предметы, часто падает, ломает игрушки. Тело гиперактивных малышей постоянно в царапинах, ссадинах, синяках и шишках, но выводов из этого они не делают и вновь набивают шишки.

♦♦ Характерными чертами в поведении являются рассеянность, негативизм, неусидчивость, невнимательность, частые смены в настроении, упрямство, вспыльчивость и агрессивность. Такие дети часто оказываются в центре разворачивающихся событий, так как они самые шумные.

♦♦ Гиперактивный ребёнок не понимает задания, с трудом усваивает какиелибо новые навыки.

♦♦ Довольно часто самооценка гиперактивных детей занижена.

♦♦ Малыш не умеет расслабляться в течение дня, успокаивается лишь во время сна. Зачастую днём такой ребёнок не спит даже в младенческом возрасте, ночной же сон у него весьма беспокойный.

♦♦ Такие дети привлекают к себе внимание, находясь в общественных местах, поскольку всё время что-то трогают, хватают, не слушают своих родителей.Признаки гиперактивности

♦♦ Генетическая предрасположенность (наследственность).

♦♦ Биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности).

♦♦ Социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

Наталья Варшавская, воспитатель МБДОУ

«Детский сад № 54 «Веснушки», г.Междуреченск Кемеровская обл.

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.