эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Игровое пособие «Логические дорожки»

Многофункциональное дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста.

Игровое пособие «Логические дорожки» позволяет разместить дидактический материал на любой вертикальной поверхности и использовать его в качестве демонстрационного или при непосредственном решении детьми различных задач. Пособие состоит из пластиковых планшетов с прозрачными карманами и набора предметных картинок. На большом планшете размером 35х20 см в ряд расположено три самоклеящихся пластиковых матовых кармана размером 10х10 см, а на каждом из девяти маленьких планшетов размером 15х12 см - по одному такому карману. Планшеты мы скрепили между собой канцелярскими зажимами для бумаг и большими крючками для одежды. Крючки приклеены бесцветным строительным клеем.

Дидактическое пособие

Количество планшетов можно легко изменить в зависимости от поставленных задач и необходимого количества картинок. Первоначально в пособие входил один комплект картинок (15 шт.) по теме «Транспорт». В дальнейшем при использовании пособия для решения разных познавательных и речевых задач мы пришли к выводу о нецелесообразности создания тематических комплектов карточек. Гораздо удобнее использовать картинки, карточки из игр и дидактических пособий, которые имеются в распоряжении педагога. Важно, чтобы изображения на них соответствовали размеру кармана и были чёткими, не зашумленными, достаточно крупными, понятными для дошкольников. Соблюдение этих требований и отсутствие бликов способствует созданию условий для полноценного зрительного восприятия дошкольниками наглядного материала.

Большой планшет предназначен для размещения предметных картинок, символов и пиктограмм в соответствии с заданием, например, основания для классификации предметов. Так при работе по теме «Транспорт» мы используем пиктограммы, обозначающие наземный, водный и воздушный транспорт; а при знакомстве с природными зонами - их условные обозначения и картинки с изображениями обитающих в этих зонах животных. На маленьких планшетах, которые соединены в вертикально расположенные цепочки, размещаем предметные картинки. Количество этих планшетов может быть любым и зависит от поставленной дидактической задачи.

Логические дорожки

Представим направления развивающей работы с дошкольниками при использовании игрового пособия «Логические дорожки»:

• Развитие мышления
Игра «Разложи по полочкам»: сгруппировать разные виды транспорта; животных разных природных зон; диких и домашних животных; игрушки; посуду. Игры «Подбери по цвету», Подбери по форме и величине», «Кто где живёт», «Часть-целое», «Найди недостающую картинку» и другие.
• Формирование математических представлений
Игры с раскладыванием картинок по цвету, форме и величине; счёт представленных на картинках предметов; составление множеств; решение арифметических задач.
• Формирование грамматического строя речи
Игры «Посчитай и назови», «Большой и маленький», «Один-много» и другие для развития навыков согласования существительных с прилагательными, словообразования существительных с уменьшительным значением суффиксальным способом; образования формы существительного в родительном падеже множественного числа.
• Развитие связной речи
Игры «Что сначала, что потом» с раскладыванием последовательности сюжетных картинок и составлением по ним рассказа; «Пропущенная картинка» для закрепления структуры повествовательного рассказа. Упражнения для составления с помощью содержательной модели алгоритма описательного рассказа, плана интервью, рассуждения.

Игровое пособие «Логические дорожки» можно использовать в разных образовательных областях при организации НОД ребёнка или взаимодействия дошкольников в парах и подгруппах; а также в свободной игровой деятельности дошкольников. Оно соответствует требованиям доступности, безопасности, вариативности и удобно в использовании: его легко собрать и разобрать, при хранении в коробке оно занимает немного места. Дети самостоятельно могут выбирать задания и картинки, а затем размещать их в карманах, расположенных на соответствующей их росту высоте. Играть с «Логическими дорожками» можно и на столе.

Вот некоторые игровые задания, которые мы предлагаем дошкольникам.

Продолжи цепочку

Продолжи цепочку

Размещаем в кармане на большом планшете карточку с условным обозначением транспорта или одного из его видов (наземного, водного, воздушного) и предлагает подобрать картинки с изображением соответствующих ему транспортных средств. Ребёнок раскладывает в карманы нужные изображения и называет их. Затем демонстрируем дошкольнику карточки с частями транспорта, предлагаем назвать эти части, соотнести их с представленными видами транспорта и расположить под соответствующим изображением. На следующем этапе предлагаем ребёнку выбрать карточки с изображениями управляющих этим транспортом людей и назвать их. Например, грузовиком управляет водитель, а самолётом – лётчик.

Сосчитай и назови картинку

Предлагаем ребёнку разложить карточки в порядке возрастания количества изображённых на них предметов, сосчитать их и назвать. Например, одна яхта, две яхты, пять яхт (или, много яхт).

Что я знаю про профессии

На большом планшете располагаем изображения строителя, полицейского и врача. Затем предлагаем детям выбрать и разместить в карманах первого горизонтального ряда изображения инструментов, которые необходимы представителю каждой из этих профессии для выполнения своей работы. В следующем ряду предлагаем разместить изображения необходимого для работы оборудования или транспортных. В третьем ряду дошкольники располагают изображения форменной одежды, которую носят люди указанных профессий; а в четвёртом ряду – изображения мест, где работают эти взрослые.

Такое расположение картинок позволяет детям выполнить сравнение, обобщение и классификацию предметов в каждом горизонтальном ряду и выстроить логические цепочки с помощью каждого вертикально расположенного ряда картинок.

Варианты заданий усложняем в соответствии с развитием дошкольников и их интересами.

Неонилла Илюхина, воспитатель
Елена Уютнова, зам. зав. по ВМР
Детский сад № 146 «Калинка»
АНО ДО «Планета детства «Лада»
г. Тольятти, Самарская область

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*