"Игры и Игрушки. Эксперт" №3-2021
Исследование свойств воды
Цель: расширение и обобщение знаний детей об окружающем мире; развитие стремления к поисково-познавательной деятельности.
Образовательные задачи: способствовать обогащению и закреплению представлений детей о свойствах воды.
Развивающие задачи: развить у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
Воспитательные задачи: воспитать культуру общения, активизировать речевую деятельность детей.
Ход деятельности
(Пришёл мальчик из подготовительной группы.)Ребёнок: Здравствуйте, ребята. Вам пришла посылка из Солнечного города от Знайки.
Воспитатель: Интересно, что он нам прислал? (Воспитатель открывает посылку.) Да это же книга! Только почему-то страницы у неё все испорчены. (Страницы книги с частично закрытыми местами.) Тут есть письмо! (Воспитатель читает письмо, в котором Знайка просит помочь восстановить страницы книги.)
Воспитатель: Как вы думаете, получится ли у нас помочь восстановить страницы этой книги? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте рассмотрим первую страницу. О чём здесь рассказывается? (Ответы детей.) Да, здесь пишется о воде и её свойствах. (Речь с движениями «Нам всем интересно: откуда вода?».)
Воспитатель: Скажите, ребята, а какими свойствами обладает вода? (Прозрачная, жидкая, бесцветная, без запаха, без формы.)
Воспитатель: Да, вы много знаете о воде, значит, у нас получится восстановить книгу, которую прислал нам Знайка. Представьте себе, что наша группа превратилась в научную лабораторию, а мы с вами юные исследователи. Добро пожаловать в мир познаний. (Дети садятся за столы.)
Воспитатель: Давайте вспомним правила техники безопасности при проведении исследовательских работ. (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а из чего состоит вода? (Ответы детей.) Она состоит из маленьких частиц – молекул. Молекулы притягиваются друг к другу и образуют капельки воды. Где вы видели капельки воды? (Ответы детей.) Конечно, они легко скользят по листьям растений, стеклу и другим предметам. Давайте сейчас сделаем каплю воды и прокатим её с горки!
Эксперимент «Эффект лотоса»
Воспитатель: Возьмите кисточку и нарисуйте растительным маслом посередине листа бумаги дорожку. Теперь приподнимите один край листа, образуя горку, и капайте из пипетки воду. Что происходит? (Ответы детей.) Молекулы воды и масла не притягиваются друг к другу, поэтому капельки воды легко скользят по промасленной бумаге.Воспитатель: А из чего ещё можно соорудить горку? (Из чего угодно – из песка, соли, сахара и даже из одежды.) А можно ли сделать горку из воды? (Ответы детей.) Сейчас мы попробуем.
Эксперимент «Горка из воды»
Воспитатель: Смажьте края банки растительным маслом, наполните её водой до самого края. А теперь аккуратно опускайте по одной монетке. Посмотрите, вода понемногу поднимается, надувается и образует горку. Будьте внимательны и аккуратны, плёнка у горки очень тонкая и может лопнуть, тогда вода может потечь струйками по стенкам банки. Почему же образуется такая горка? (Ответы детей.)Воспитатель: Между молекулами воды есть сильная связь, поэтому на её поверхности образуется тонкая плёнка, она прочнее жидкости внутри банки. Такое свойство называется «поверхностное натяжение». Благодаря ему некоторые насекомые могут скользить по воде, например, водомерки. (Проводится физкультминутка.)
Воспитатель: Прекрасно! А что будет, если мы нарушим поверхностное натяжение? (Ответы детей.) Итак, юные лаборанты, продолжим экспериментальные исследования.
Эксперимент «Убегающие чаинки»
Воспитатель: Налейте воду в тарелку и насыпьте чаинки по всей поверхности воды. Наберите в пипетку жидкость для мытья посуды и капните в середину тарелки. Что произошло? (Ответы детей.)Воспитатель: Капля жидкости для мытья посуды разрушила связь, молекулы воды «убегают» к краям тарелки, увлекая за собой чаинки.
Воспитатель: Какие вы молодцы, и эту страницу смогли восстановить. Разберёмся ещё с одной. Что вы видите на ней? (Ответы детей.) Молекулы бывают разного размера, и сейчас мы с вами в этом убедимся.
Эксперимент «Загадочный пакет»
Воспитатель: Насыпьте в маленькую баночку сахар, залейте водой и размешайте. Что происходит? (Ответы детей.) Сахар растворился в воде, то есть молекулы воды и сахара соединились. А теперь налейте сахарный сироп в пакет и крепко-крепко завяжите ниткой так, чтобы внутри него не осталось воздуха. Опустите пакет в тазик с водой. Что вы видите? (Пакет начинает раздуваться.) Почему же так получается, ведь сахарный сироп и вода разделены целлофаном? (Ответы детей.) В целлофане есть невидимые отверстия – поры – и через них маленькие молекулы воды могут свободно проходить внутрь пакета. А в пакете молекулы воды и сахара соединились, стали большими и не могут пройти сквозь поры наружу.Воспитатель: Ура! И эту страницу книги нам удалось восстановить. Как вы думаете, если мы посмотрим сквозь воду, мы что-нибудь увидим? А в воде можно что-нибудь спрятать? (Ответы детей.) Давайте проверим.
Эксперимент «Исчезновение в воде»
Воспитатель: У вас на столах лежат монетки, возьмите одну и посмотрите сквозь банку с водой. Монету видно? (Ответы детей.) А теперь поставьте баночку с водой на монетку. Посмотрите сквозь стенки банки, вам монетка видна? (Ответы детей.)Воспитатель: Монету не видно, потому что свет от монеты проходит через толщу воды, отражается от стенок банки и возвращается в глубь воды, поэтому остаётся внутри, в результате – мы монету совсем не видим. (Проводится физкультминутка.)
Воспитатель: Используя свойство «поверхностное натяжение», мы с вами нарисуем узоры лаком для ногтей и украсим баночку.
Эксперимент «Раскрась банку»
Воспитатель: Налейте воду в тарелку и капните по капле разного цвета лака для ногтей на поверхность воды. Какие красивые круги у нас получились, можно сделать узор, проведя концом кисти по поверхности капель лака. Теперь опустите баночку в центр пятна, проверните её по часовой стрелке и аккуратно достаньте из воды. Что вы видите? (Ответы детей.) Конечно, лак покрывает поверхность баночки. Получается баночка с красивым и необычным рисунком.Воспитатель: Как здорово у вас получилось! Проведя экспериментальные опыты, мы смогли восстановить все страницы книги. Теперь отправим её Знайке.
Воспитатель: Что же нового вы сегодня узнали? Какой эксперимент вам больше всего понравился? (Ответы детей.) Молодцы, ребята! Мы сегодня с вами замечательно поработали.
Марина Искаева, Татьяна Почитаева,
воспитатели, МБДОУ Д/с № 101,
г. Ульяновск
Рекомендуем почитать
- Комментарии