Книжка за руку ведёт

Книга — кладезь знаний и мудрости. Это известно нам, взрослым. А как заинтересовать малыша книгой, да и какая ему будет интересна в том или ином возрасте? Ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии даёт автор.

Книга — с рождения: развивающее чтение в младенческом возрасте

Трудно представить родителей, которые не хотели бы дать своим детям самое лучшее. С рождения ребёнка мамы и папы беспокоятся о том, как он растёт и развивается. Заботясь о развитии малыша, родители должны знать, что младенчество (период от рождения до 1 года) — подходящая пора для знакомства ребёнка с книгами. Мозг новорожденного активен с первого момента жизни. Читая Как заинтересовать малыша книгойсвоему малышу, вы расширяете мир вокруг него, постепенно пополняете его багаж знаний и словарный запас, прививаете ему навыки слушания, развиваете его кругозор и воображение.

Самое главное — научить малыша слышать и слушать. В перерывах между сном кроха с удовольствием слушает маму и улыбается ей. Малышу важно общение. В первые месяцы жизни грудничкам лучше всего читать короткие потешки, прибаутки, петь колыбельные песни. Они завораживают волшебными звуковыми сочетаниями, ласковым ритмом. Чтение потешек и прибауток необходимо включать в любой процесс взаимодействия с ребёнком — в игре, во время купания и укладывания спать. Небольшие тексты-потешки родители могут найти в серии книжек «Наш малыш» автора Лагздынь Г.Р.: «Погуляем», «Приятного аппетита!», «Пора спать», «Купаемся» и т.д.

Особое внимание родителям следует обратить на период 4–6 месяцев (гуление), когда степень понимания ребёнком речи взрослого начинает быстро увеличиваться. Чтение младенцу в этот период будет полезным не только для развития речи, но и мышления, слухового восприятия, памяти. Подберите для ребёнка книжки с изображением животных. Показывая их младенцу, имитируйте звуки, которые эти животные издают, называйте их части тела. Иллюстрации должны быть цветными, крупными, без лишних деталей и на однотонном фоне, а самое главное — схожи с реальными, так как у младенца должно формироваться правильное представление об окружающем мире.

6–7 месяцев — период подражания, когда ребёнок копирует действия взрослых и способен чему-либо научиться. В этот период малыш уже может сидеть у родителей на коленях, поэтому в занятия с ним можно включать чтение таких потешек, как «Ладушки», «Идет коза рогатая», «По кочкам…». Они позволяют наглядно воспроизвести сюжет, и ребёнок сам может изобразить действия персонажей. Сначала малыш повторяет движения за взрослыми, а потом учится выполнять их самостоятельно.

Так как зрение — первое из органов чувств, которое развивается в самом начале жизни малыша и занимает большую часть его бодрствования, исследователи в области детского развития рекомендуют упражнения по развитию зрительного восприятия как подготовку ребёнка к встрече с книгой, книжной иллюстрацией. В младенческом возрасте формируются тактильные ощущения — двигательные навыки, при помощи которых ребёнок получает информацию об окружающем мире. Есть специально изданные для младенцев книги — тканевые, пушистые, гладкие, шершавые и другие. Ощупывая такую книжечку, малыш получает полезные тактильные «впечатления».

Книги для крох могут быть совсем без текста, либо содержать короткие стихи — «Игрушки» А. Барто, «Детки в клетке» С. Маршака, «Котята» С. Михалкова. Если малыш не проявляет интереса к книге, поменяйте её, предложите другую. Важно не переутомить ребёнка. Устав, он вряд ли захочет еще раз вернуться к книге.

В 6–6,5 месяцев ребёнок способен к хорошему пониманию речи взрослого и может узнавать увиденный в книжке предмет или животное.

К 1 году младенец начинает произносить первые слова. Слушая текст книги, он будет стараться повторять их за родителями, и процесс чтения будет сопровождаться голосовыми реакциями маленького человечка. Многие исследователи советуют показывать ребёнку карточки с изображением букв, подвешивать их на стену, «петь» с ребенком гласные.

Подготовленный таким образом ребёнок к концу младенческого возраста начинает сам проявлять интерес к книгам.

Первые шаги с книжкой: развивающее чтение в раннем возрасте

Книжка за руку ведётРанний возраст (1–3 года) — самый интенсивный период роста мозговых клеток. Он является ключевым как для развития основных психических процессов (памяти, мышлении, внимания, речи), так и для становления ребёнка как читателя.

1–3 года — время активного слушания, поэтому ребёнок с интересом будет слушать то, что ему читают родители. В первую очередь это должны быть лёгкие детские стихи. Необходимым дополнением к стихам будут сказки, такие, как «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка». А к трём годам сказочный репертуар меняется на «Гуси-лебеди», «Лису и Волка», «Лисичку со скалочкой», «Заюшкину избушку» и др.

В 1–3 года важным фактором для ребёнка является понимание и развитие речи, поэтому, читая малышу книги, вы не только пополняете его словарный запас, но и даете ему возможность получить информацию об окружающем мире, развиваете его речь, внимание, память, мышление.

- Выбирайте книги с яркими, но не перегруженными цветом и деталями иллюстрациями. Текст на странице должен соответствовать картинке, чтобы слуховая информация совпадала со зрительной.

- Просмотр иллюстраций с изображением животных и предметов сопровождайте соответствующими словами и звуками. Покажите ребёнку нарисованный предмет в реальном изображении. Этим вы одновременно тренируете его память и внимание.

- Следите за тем, чтобы при чтении ваша речь была понятной, выразительной, хорошо интонированной, с выделением ударного слога и чёткой артикуляцией.

- В раннем возрасте у ребёнка появляется потребность листать книги. Для такого случая вам необходимо иметь книги из плотного картона, чтобы малыш не разорвал их. Манипуляции с книгам развивает моторику рук. Чем лучше малыш управляет пальчиками, тем быстрее он начинает говорить.

- К концу раннего возраста нужно приучать ребёнка к аккуратному обращению с книгами. Не позволяйте ему рвать страницы, а лучше скажите: «Посмотри, какая книжечка — красивая, хорошая, какие здесь зверюшки, солнышко...»

- Память у ребёнка раннего возраста имеет кратковременный характер, поэтому для начала читайте ему по одной-две сказки несколько раз в день, так он их лучше воспримет и запомнит.

Мы продолжим разговор о возрастных особенностях чтения в следующих номерах журнала.

Евгения Труфанова, заведующая отделом психологии
Иркутской областной детской библиотеки им.Марка Сергеева

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*