"Игры и Игрушки. Эксперт" №2-2014
Комната для каждого и для всех
Что такое игротека в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида? Прежде всего, это форма психологической поддержки ребёнка, защиты от эмоциональных нагрузок и переутомления, снятия тревожности и, конечно, форма развития. В результате игры и взаимодействия друг с другом в новом организованном пространстве дети становятся более спокойными, уравновешенными, заботливыми и внимательными к окружающим.
Здесь же и педагоги, и родители учатся играть со своими «особыми» детьми. Наличие в нашем детском саду детей с нарушением речевого развития позволяет учителю-логопеду и педагогу-психологу проводить в игротеке коррекционно-развивающие занятия. Созданная тут игровая среда способствует коррекции речевого развития, обогащению жизненного опыта ребёнка, расширению спектра сенсомоторных ощущений, развитию мелкой и общей моторики.
Всё пространство игротеки поделено на следующие центры:
- центр развивающих игр;
- центр творческих игр;
- центр балансировки и координации;
- центр информационно-коммуникационных технологий;
- центр коррекции.
Центр развивающих игр
В этой игровой зоне подобраны игры и пособия, направленные на обогащение сенсорного опыта ребёнка, на развитие внимания, памяти, речи, мелкой моторики, логического мышления. Для её оснащения мы использовали кубики Никитина (наборы «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Кубики для всех», «Кубики логические») и развивающие игры В.В. Воскобовича «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет»: «Геоконт», «Геовизор», коврограф «Ларчик», «Чудо-головоломки», «Прозрачный квадрат» и др. Все игры распределены в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Центр творческих игр
Этот уголок представлен большим количеством разнообразных кукольных театров, позволяющих ребёнку проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо иную проблему наиболее удобным для детской психики способом. Взаимодействуя с игрушками, дети получают возможность выразить себя, свои чувства и своё состояние мимикой, жестом, движением. Участие детей в коллективном творчестве обогащает их социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению.
Мы используем следующие виды театров: большие напольные и ростовые куклы, пальчиковые и шаговые куклы, куклы-матрёшки и куклы би-ба-бо, теневой театр и театр глиняной игрушки, театр вязаной и конусной игрушки. Дети всех возрастов любят обыгрывать сказочные и бытовые сюжеты в режиссёрских играх. Приобретённые эмоции и впечатления они отражают в рисунках, танцах и пении в караоке.
Центр балансировки и координации
Игровые пособия этой зоны помогают развитию у детей пространственной ориентировки и координации движений, осознанию схемы собственного тела, формируют навык удержания равновесия. С их помощью удаётся раскрепостить скованных детей, снять мышечное напряжение, снизить излишнюю возбуждённость и даже агрессивность.
Зона оборудована следующими пособиями: «Доска на четырёх роликах», «Кочки на болоте», «Мяч на резинке», «Шагомобиль», «Черепаха», напольный «Шарик в лабиринте» «Сырный ломтик», «Сенсино», «Тактильные дорожки».
Центр коррекции
Игровой комплект «Пертра» в игротеке предназначен для психологического развития и коррекции детей дошкольного возраста. Наборы игровых средств в чемоданах способствуют обогащению внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи. Отсутствие жёстко заданной игровой последовательности при работе с комплектом пробуждает фантазию и любопытство детей и содействует их творческому развитию.
Центр информационно-коммуникационных технологий
Современного ребёнка старшего дошкольного возраста трудно себе представить без игры на компьютере и использования информационных технологий, поэтому в нашей игротеке предусмотрены и такие игровые пособия. Высокий интерес у детей вызывают персональные электронные пособия «Девайс», позволяющие им в игровой форме подготовиться к школьному обучению, осваивая программу Р.Г. Чураковой «Предшкола нового поколения».
Включение педагогами в игровую деятельность тематических презентаций, фото и видеоматериалов, развивающих компьютерных игр, упражнений на интерактивной доске обеспечивает высокую познавательную активность наших детей.
В заключение хочется сказать, что созданная коллективом детского сада игротека успешно интегрирована в общее образовательное пространство детского сада. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь игр и игровых пособий вызывает у детей интерес и повышает их любознательность. Внедрение современного игрового и мультимедийного оборудования, новых методик и развивающих технологий способствует развитию индивидуальных способностей детей дошкольного возраста. А в целом это позволяет значительно повысить качество образовательной работы в детском саду.
Наша игротека востребована воспитателями всех возрастных групп детского сада, специалистами коррекционного блока, а также родителями наших воспитанников. Убеждены: такая комната необходима в каждом детском саду.
Лариса Морозова, руководитель МБДОУ
«Детский сад комбинированного вида № 55»,
г. Новочеркасск, Ростовская область
Рекомендуем почитать
- Комментарии