Логопеду на заметку

В настоящее время в системе общего и специального образования наиболее актуальны вопросы разработки здоровьесберегающих технологий. В связи с этим наиболее актуальны технологии, направленные на профилактику и коррекцию произносительных нарушений речи у детей.

Нарушения звукопроизношения часто бывают вызваны следующими причинами: патология строения зубочелюстного аппарата, ротовое дыхание, слабость моторики органов артикуляции, недостаточность иннервации речевого аппарата. Большая часть зубочелюстных аномалий незаметная для глаз неспециалиста часто порождает неразрешимые проблемы. Вывод из вышесказанного — перед тем как взять ребёнка на занятие, нельзя ограничиваться обследованием детского психиатра, окулиста, лора, необходима консультация врача — ортодонта о состоянии зубочелюстной системы ребёнка. Знание логопедом особенностей артикуляционного аппарата, характерных для определённого периода развития ребёнка, помогает определить факторы риска развития зубочелюстной системы и позволяет определить наиболее эффективный путь решения индивидуальных проблем ребёнка.

Для коррекции зубочелюстных аномалий, и для исправления речевого дефекта ещё в молочном прикусе, когда проходит основная работа по коррекции речевого дефекта наиболее эффективно использовать предложенные логопедам врачами-ортодонтами вестибулярные пластинки. Логопедические занятия с использованием вестибулярных пластинок, разработанных немецкими ортодонтами, позволяют:

  • перевести ротовое дыхание в носовое;
  • развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
  • исправлять инфантильное глотание;
  • корригировать недоразвитие нижней челюсти;
  • осуществлять миофункциональную тренировку;
  • стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
  • эффективно устранять недостатки речи.

Пластинки для коррекции недостатков речи бывают двух видов: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для его стимулирования. Пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что позволяет контролировать положение языка. Пластинку желательно носить 2–3 часа в день и надевать на ночь. Использование вестибулярных пластинок должно сопровождаться выполнением миогимнастики, в среднем курс лечения продолжается 3–5 месяца. Миогимнастика — это упражнения для мышц, окружающих зубные ряды. Она направлена на: нормализацию функции дыхания, укрепление глоточной мускулатуры, нормализацию функции смыкания губ, тренировку мышц языка и нормализацию типа глотания.

Миогимнастика может быть самостоятельным методом лечения или применяется со специальной аппаратурой. Она наиболее эффективна в возрасте от 3 до 7 лет. Её результаты зависят от правильности и регулярности выполнения упражнений, Логопеду на заметкусистематического контроля. Вот примеры упражнений разной направленности.

Укрепление глоточной мускулатуры

Исходная позиция: спина прямая, руки на поясе.

1. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно поворачивать её, не опуская подбородок, вправо, затем влево.

2. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять её к правому и левому плечу.

3. Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперёд (фото 1).

Нормализация функции дыхания

Исходная позиция: сидя, голову и туловище держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развёрнута, живот подтянут.

1. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через рот) нос зажать — наоборот.

2. Вдохнуть и выдохнуть поочерёдно одной ноздрей. Другую можно плотно прижать пальцем (фото 2).

Нормализация функции смыкания губ

Исходная позиция: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут.

1. Губы вытянуть вперёд, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.

2. Губы сильно растянуть, показать все зубы (фото 3).

3. Губы сомкнуть, надуть щёки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы (фото 4).

Тренировка мышц языка и нормализация типа глотания

Исходная позиция: сидя на стуле.

1. Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твёрдого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.

2. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твёрдого нёба. Переместить язык по своду максимально назад к мягкому нёбу.

3. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твёрдого нёба. Переместить язык по нёбной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.

Тренировка мышц, поднимающих нижнюю челюсть

Упражнения повторяются 5–10 раз в медленном темпе, на счёт 1–2–3–4.

Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрыть рот, оказывая сопротивление давлением рук.

Также в работе используется артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление тонуса артикуляционных мышц, выработку правильного положения языка в покое и при глотании, нормализацию чувствительности и тонуса мышц языка, восстановление носового дыхания.

«Окошко». Широко открыть, закрыть рот.

«Катушка». Широко открыть рот, покатать языком бусинку (колючку) — активизация смыкательной функции губ.

«Заборчик». Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы.

«Трубочка». С напряжением вытянуть вперёд губы.

«Кривляка». Губы вытянуть, затем перемещать их поочерёдно вправо и влево.

«Орешек». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки.

Систематическое включение во фронтальные и подгрупповые занятия миогимнастики и артикуляционной гимнастики с использованием пластинки «Muppy» улучшает работу мышц артикуляционного аппарата, что позволяет ускорить постановку звуков. Таким образом, в течение года заметна позитивная динамика в развитии речевых функций даже у детей с тяжёлыми нарушениями.

Светлана Булдакова, логопед «ГУЗ СГПНД»; Наталья Ларшина, логопед
МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №81» г.Саратов

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*