"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Логопеду на заметку
Нарушения звукопроизношения часто бывают вызваны следующими причинами: патология строения зубочелюстного аппарата, ротовое дыхание, слабость моторики органов артикуляции, недостаточность иннервации речевого аппарата. Большая часть зубочелюстных аномалий незаметная для глаз неспециалиста часто порождает неразрешимые проблемы. Вывод из вышесказанного — перед тем как взять ребёнка на занятие, нельзя ограничиваться обследованием детского психиатра, окулиста, лора, необходима консультация врача — ортодонта о состоянии зубочелюстной системы ребёнка. Знание логопедом особенностей артикуляционного аппарата, характерных для определённого периода развития ребёнка, помогает определить факторы риска развития зубочелюстной системы и позволяет определить наиболее эффективный путь решения индивидуальных проблем ребёнка.
Для коррекции зубочелюстных аномалий, и для исправления речевого дефекта ещё в молочном прикусе, когда проходит основная работа по коррекции речевого дефекта наиболее эффективно использовать предложенные логопедам врачами-ортодонтами вестибулярные пластинки. Логопедические занятия с использованием вестибулярных пластинок, разработанных немецкими ортодонтами, позволяют:
- перевести ротовое дыхание в носовое;
- развить круговую мышцу рта и нормализовать смыкание губ;
- исправлять инфантильное глотание;
- корригировать недоразвитие нижней челюсти;
- осуществлять миофункциональную тренировку;
- стимулировать процесс естественной саморегуляции растущего организма;
- эффективно устранять недостатки речи.
Пластинки для коррекции недостатков речи бывают двух видов: с проволочной заслонкой для языка и с бусинкой для его стимулирования. Пластинки сделаны из прозрачного гипоаллергенного материала, что позволяет контролировать положение языка. Пластинку желательно носить 2–3 часа в день и надевать на ночь. Использование вестибулярных пластинок должно сопровождаться выполнением миогимнастики, в среднем курс лечения продолжается 3–5 месяца. Миогимнастика — это упражнения для мышц, окружающих зубные ряды. Она направлена на: нормализацию функции дыхания, укрепление глоточной мускулатуры, нормализацию функции смыкания губ, тренировку мышц языка и нормализацию типа глотания.
Миогимнастика может быть самостоятельным методом лечения или применяется со специальной аппаратурой. Она наиболее эффективна в возрасте от 3 до 7 лет. Её результаты зависят от правильности и регулярности выполнения упражнений, систематического контроля. Вот примеры упражнений разной направленности.
Укрепление глоточной мускулатуры
Исходная позиция: спина прямая, руки на поясе.
- Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно поворачивать её, не опуская подбородок, вправо, затем влево.
- Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять её к правому и левому плечу.
- Голову попеременно максимально откидывать назад, наклоняясь вперёд (фото 1).
Исходная позиция: сидя, голову и туловище держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь развёрнута, живот подтянут.
- Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через рот) нос зажать — наоборот.
- Вдохнуть и выдохнуть поочерёдно одной ноздрей. Другую можно плотно прижать пальцем (фото 2).
Нормализация функции смыкания губ
Исходная позиция: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут.
- Губы вытянуть вперёд, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок.
- Губы сильно растянуть, показать все зубы (фото 3).
- Губы сомкнуть, надуть щёки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы (фото 4).
Исходная позиция: сидя на стуле.
- Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твёрдого нёба в области нёбных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка.
- Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твёрдого нёба. Переместить язык по своду максимально назад к мягкому нёбу.
- Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твёрдого нёба. Переместить язык по нёбной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба.
Тренировка мышц, поднимающих нижнюю челюсть
Упражнения повторяются 5–10 раз в медленном темпе, на счёт 1–2–3–4.
Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрыть рот, оказывая сопротивление давлением рук.
Также в работе используется артикуляционная гимнастика. Она направлена на укрепление тонуса артикуляционных мышц, выработку правильного положения языка в покое и при глотании, нормализацию чувствительности и тонуса мышц языка, восстановление носового дыхания.
«Окошко». Широко открыть, закрыть рот.
«Катушка». Широко открыть рот, покатать языком бусинку (колючку) — активизация смыкательной функции губ.
«Заборчик». Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы.
«Трубочка». С напряжением вытянуть вперёд губы.
«Кривляка». Губы вытянуть, затем перемещать их поочерёдно вправо и влево.
«Орешек». Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёки.
Систематическое включение во фронтальные и подгрупповые занятия миогимнастики и артикуляционной гимнастики с использованием пластинки «Muppy» улучшает работу мышц артикуляционного аппарата, что позволяет ускорить постановку звуков. Таким образом, в течение года заметна позитивная динамика в развитии речевых функций даже у детей с тяжёлыми нарушениями.
Светлана Булдакова, логопед «ГУЗ СГПНД»,
Наталья Ларшина, логопед МДОУ
«Детский сад компенсирующего вида №81»,
г.Саратов
Рекомендуем почитать
- Любимый журнал в соцсетях
- Современные дети активно участвуют в выборе и покупках игрушек
- Символика Российской Федерации
- Тематические серии для настольных ролевых игр
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии