"Игры и Игрушки" №1-2019
Математические штучки
До трёх лет родители могут самостоятельно прививать ребёнку элементарные математические представления, дома на наглядном материале можно прекрасно подготовить своего малыша.
Итак, начнём с самого рождения. Маленький ребёнок, даже лёжа в кровати, может видеть форму предметов, их количество и цвет. Этого вполне достаточно до определённого возраста. Ребёнку подойдут любые подвесные игрушки, погремушки, мобили. Хорошо, если они звучат или наполнены разными шумовыми элементами. Задача мамы в этом возрасте - обратить внимание ребёнка на подвесные игрушки и ласково говорить с малышом о них.
Как только ребёнок меняет своё положение в пространстве и начинает сидеть-стоять-ползать предметы начинают восприниматься более дифференцированно. В полгода или чуть позже, когда малыш пытается сесть, ему можно давать уже обычные игрушки, такие как пирамидка, неваляшка, машинка, главное, чтобы игрушки не содержали мелкие детали и легко мылись. Например, пирамидка - прекрасное пособие для изучения свойств круга и его размеров. Все игрушки можно прятать и находить, так малыш учится ориентироваться в пространстве.
Что же доступно пониманию ребёнка в год-полтора? В этом возрасте уже можно рассказать о количестве и последовательности, например: «один-много», «первый-последний». Для счёта подойдут фигуры от сортёра, круги от пирамидки, матрёшки и машинки. Выставляя игрушки по очереди в ряд, проговаривайте, какая из них первая, а какая – последняя.
Не забывайте сравнивать между собой два множества, например, кукол - две, а чашка – одна. А что делать, если нужно всех кукол угостить чаем? Тут два решения: либо добавить ещё одну чашку, либо убрать одну куклу, положив её, к примеру, спать. Параллельно со счётом учим ребёнка названиям основных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) на примере различных сортировочных игрушек. После того, как малыш научится ориентироваться в начальных математических понятиях на примере игрушек, можно искать геометрические формы у себя в квартире и даже на улице.
Из величин в полтора года понятны только «большой-маленький». Здесь можно использовать любые разные по величине игрушки: мячи, куклы, машины или фигурки.
Ребёнок в возрасте полутора лет может различать части суток «день-ночь», которые относятся к разделу «время». Усвоили «день-ночь», можно добавить «утро-вечер». Время потрогать нельзя, поэтому объяснить эти понятия придётся с помощью различных дидактических пособий с картинками, наглядно демонстрирующими действия человека в течение суток.
При изучении пространства обязательно обращаем внимание ребёнка на то, что «далеко», а что «близко», что «сверху», а что «снизу», при этом можно использовать абсолютно любые игрушки. А ближе к двум годам можно добавить такие понятия, как «право-лево», отталкиваясь в первую очередь от ведущей руки.
Все окружающие ребёнка предметы и игрушки, многочисленные конструкторы и сортеры можно использовать с целью обучения математике. Например, из конструкторов LEGO можно строить башни в высоту, дороги в длину, сортировать кубики по цветам и формам. А на примере гениальной русской игрушки – матрёшки, можно в игровой форме обучить ребёнка количественному и порядковому счёту, размерам и составу числа.
Итак, вывод напрашивается сам собой: любая игрушка может стать прекрасным дидактическим пособием по математике, если правильно её использовать.
Мирьям Колчина, учитель-логопед, дефектолог,
I-я кв. категория, ГБОУ школа №1259
Рекомендуем почитать
- Алла Романова, главный редактор
- Космический песок
- Игрушки с экологичным настроением
- Капризные робозавры
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии