8 (495) 220-53-27
Наполним игровое пространство смыслом

Наполним игровое пространство смыслом

Современный магазин игрушек подобен волшебной стране изобилия, где есть всё! Такое разнообразие приводит в замешательство тех, кто собирается купить игрушку. Известно, что игрушка играет важную роль в жизни ребёнка, влияя на развитие его способностей, формирование личности. Какие же игрушки нужны детям? За разъяснениями мы обратились к специалисту — Ирине Ивановне Казуниной, руководителю методического центра ЗАО «ЭЛТИ-КУДИЦ».
— Ирина Ивановна, вы активный участник психолого-педагогической экспертизы игрушек. Почему вы стали членом общественного экспертного совета?
— Наш методический центр внимательно следит за ассортиментом игровой продукции. В первую очередь мы обращаем внимание на её психолого-педагогическую составляющую. Вопросы сертификации у нас даже не обсуждаются — вся наша продукция соответствует требованиям СанПина. Для нас важно, чтобы игрушка была безопасной и соответствовала психолого-педагогическим критериям, предъявляемым к игровой продукции для детей.
Есть ещё одна важная тема — методическое сопровождение игровой продукции. В нём нуждаются как педагоги, так и родители. Почему возникла эта тема? В наш методический центр поступает много обращений от педагогов, которые теряются в многообразии образовательных игрушек, затрудняются в том, как эффективно их использовать. Что же касается родителей, то могу привести такой пример. Пришла как-то одна мама в наш магазин и спрашивает у менеджера: «У вас есть детское домино? Мне его порекомендовала воспитательница в детском саду».
«Да, есть, посмотрите», — ей предлагают домино различной тематической направленности: «Транспорт», «Игрушки», «Растения», «Животные».
Мама внимательно рассматривает предложенные варианты домино и вопрошает: «А как в него играть?»
Мы поняли, что такие классические игры, как домино, лото, мозаика, вызывают трудности у нынешних родителей. Они не знают правил, не могут начать игру с ребёнком, поэтому отказываются от этих игр. И объясняют это тем, что их ребёнок не хочет самостоятельно играть в лото, домино или мозаику. А причина, как мы с вами понимаем, отнюдь не в нежелании малыша, она — во взрослом, в его неумении, незнании и непонимании детской игры.
Каждый взрослый, прежде чем купить игрушку, должен спросить себя: зачем моему ребёнку эта игра (игрушка), что он с ней будет делать? Что эта игрушка будет развивать в моем ребёнке, чему будет способствовать?
Всё это и подтолкнуло нас к идее методического сопровождения продукции, которое поможет kupit-igrushki-v-zaporozhe.jpgвзрослым найти ответы на простые, казалось бы, вопросы.
— Всякая ли игрушка нуждается в методическом сопровождении?
— Мы, прежде всего, делаем методическое сопровождение для импортной продукции, чтобы разъяснить родителям правила игры. Игрушки, выпускаемые отечественными производителями, обычно имеют инструкции, где указано, как играть и что именно эта игрушка развивает. Не всегда, конечно, производители пишут правду, подчас завышают возможности своей продукции. Мы стараемся дать объективную картину.
— Сколько должно быть игрушек у ребёнка?
— Когда их в избытке, может наступить пресыщение, а если очень мало, то это ограничивает ребёнка, лишает его права выбора. Важно не количество, а качество. Насыщая игровую среду, необходимо обратить внимание на развивающий потенциал игрушек. Их может быть много, но все они могут оказаться однотипными. Хорошо, когда в игрушке заложено сразу несколько развивающих функций, когда она многофункциональна.
— Можно ли мальчикам покупать оружие?
— Покупать можно. Но важно, как его преподнести. Если как оружие нападения, то это страшно, тем самым мы учим ребёнка агрессии, захвату. Если же мы хотим воспитывать защитников, детям нужно больше рассказывать о воинах, которыми славилась русская земля, — о богатырях.
— Какие события современности становятся сюжетами детских игр?
— На первое место выходят любовные страсти, супергерои — Бэтмен, человек-паук и животные. Зачинателем «моды» становится экранная культура, в данном случае хочется поставить слово культура в кавычки.
— А можно на это как-то влиять?
— Как влиять? Сейчас же нет запрета и цензуры… Каждый сам отвечает за свою продукцию. Раньше был художественно-технический совет по игрушке. Без педагогической экспертизы ни одна игрушка не могла поступить в продажу. Эксперты внимательно следили за ассортиментом на территории страны. Это очень важно, ведь через игрушку или иллюстрацию ребёнок знакомится с окружающим миром. Раньше готовили художников-иллюстраторов специально для детской литературы. Они должны были знать основы детской психологии, детского восприятия, как та или иная иллюстрация будет воздействовать на малыша. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что в настольных играх иллюстративный ряд игрового поля перегружен. Цветовая гамма воздействует настолько агрессивно, что даже взрослому становится плохо от перенасыщенности цветов. Производитель зачастую выпускает игрушки, лишь бы заработать деньги, торговые сети также ориентируются на быстрый доход, а не на качество. Вся ответственность за выбор качественной игрушки ложится на плечи потребителей — родителей, бабушек и дедушек, педагогов.
— А они зачастую полагаются только на собственный вкус, не так ли?
— Родителям, особенно молодым, выбрать нужную для малыша игрушку сложно. Молодые семьи стараются жить отдельно. Влияние старшего поколения ослабло. Родители часто покупают красивые, но бессодержательные игрушки, не думая о том, какое воздействие они окажут на их детей. Затрудняясь в выборе игрушки, родители обращаются к продавцам, менеджерам и часто, к сожалению, получают убогую информацию.
Я проделала эксперимент: зашла в крупный магазин с огромным ассортиментом игрушек, попросила менеджера помочь мне подобрать игрушку в подарок для мальчика трёх лет. Меня направили к полке с автомобилями. Я сказала: машинок у него много и попросила какую-нибудь развивающую игру, ведь именно так обычно спрашивают родители. Тогда мне показали огромную коробку китайского производства с названием «Замок». Я поинтересовалась, а что развивает эта игра. Менеджер не смогла мне дать ответ.
Я попросила другую игрушку. Меня подвели к полке, где стояла настольная игра для детей от девяти лет. По мнению менеджера, неважно, на какой возраст рассчитана игрушка — я просила для мальчика, иллюстрация на коробке красноречиво призывала к боевым действиям, значит, подходит. Продолжив эксперимент, я обратилась с просьбой порекомендовать игрушку для девочки пяти лет. Здесь — без вариантов — посоветовали купить Барби, ассортимент их в магазине был огромным. Продавец пообещала показать мне Барби, которая непременно понравится моей девочке, правда, она тоже рекомендована производителем детям от девяти лет. Я поинтересовалась, чем отличаются Барби для девочек девяти и пяти лет. По мнению продавца, никакой разницы нет. Отличаются они лишь содержимым гардероба. Найти игрушку, способствующую развитию интеллекта, с помощью менеджеров мне так и не удалось.
— Зачастую взрослые покупают детям те игрушки, которые есть у всех. Стоит ли в данном случае идти на поводу у моды?
— Это серьёзная проблема. Родители иногда вынуждены покупать игрушки, хотя и не считают их качественными и полезными. Как быть, если эта игрушка есть у всех детей в группе? Детское сообщество подчас жестоко, оно не принимает ребёнка, у которого нет той или иной игрушки: «Ты не с нами, потому что у тебя нет…». Малыш не может противостоять этому и становится изгоем. А мама, чтобы защитить его и ввести в детский коллектив, покупает то, что есть у всех.
— Как помочь родителям правильно выбирать игрушки?
— Надо больше просвещать и педагогов, и родителей, рассказывать и показывать, чем отличается хорошая игрушка от плохой, почему не нужны те или иные игрушки, какую опасность они таят. Больше печатать в журналах и газетах информации о хороших игрушках, давать сюжеты на ТВ. Многие видели телевизионный сюжет о ядовитых игрушках, содержащих фенол. А где получить информацию о хороших? При этом обращают внимание на СанПиновскую экспертизу, но ничего не говорят о психолого-педагогической экспертизе. Хорошие игрушки телекомпании не хотят показывать, приравнивая такие сюжеты к рекламе. Вот и получается, чтобы показали хорошую игрушку, фирма должна заплатить. А за деньги все игрушки могут стать «хорошими».
Взрослые должны понимать, что ребёнок не может сам открыть игровое действие, ему нужно его показать. Значит, с малышом надо играть, причём на равных. А родители взяли на вооружение модный термин «развивающая игрушка». Приходят в магазин и просят: дайте мне какую-нибудь развивающую игрушку. Чтобы её дать ребёнку и забыть о нём, пусть сам себя развлекает. А ему нужно показать игровое действие и раскрыть его содержание: как, почему и зачем. Если перед взрослым положить незнакомую игру и не сообщить ему правила игры, едва ли она вызовет у него интерес.
Что делают маленькие дети с незнакомой игрушкой? Они могут её лизнуть, укусить, постучать, бросить, то есть проделать знакомые для их уровня действия. А дальше — всё. Поэтому взрослому следует увлечь, заинтересовать, вызвать любопытство, тогда ребёнок будет играть и получать от игры положительные эмоции.
Я глубоко убеждена, что всякая игрушка — развивающая. Вопрос только в том, что она развивает.
— Ирина Ивановна, какие игрушки опасны для детей?
— Здоровье ребёнка важнее всего, поэтому игрушки должны соответствовать всем нормам технического регламента, быть сертифицированными и очень важно содержание игрушки, её психолого-педагогический потенциал. Если игрушка зомбирует, вызывает страхи, неврозы, то покупать её нельзя! В свободную продажу в качестве сувенирной продукции всё чаще стали попадать игрушки с сексуальным контекстом, которые явно не соответствуют дошкольному возрасту. Выбирая игрушку, важно задумываться о её влиянии на ребёнка, а не просто покупать красивые безделушки.
Игрушка — неисчерпаемый ресурс для обучения и воспитания детей, нам, взрослым надо научиться умело им пользоваться.

Комментарии (0)

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.