"Игры и Игрушки" №3-2018
Поговори со мною, мама!
Если вы являетесь родителем двухлетнего ребёнка, который до сих пор не общается с вами с помощью слова, беспокоиться ещё рано, но серьёзно задуматься над проблемой уже стоит. Формирование предпосылок для развития речи начинается задолго до рождения ребёнка.
При рождении именно детский крик раскрывает лёгкие и запускает систему обогащения кислородом все органы малыша, поэтому любые задержки будут влиять на работу клеток головного мозга. Очень важно также учитывать, что именно и как малыш кушает: во время грудного вскармливания устанавливается эмоциональная связь с мамой и тренируется язык, что является артикуляционной гимнастикой и массажем.
Около 2-х месяцев должно появиться гуление, то есть звуки, которые похожи на речевые. В этом возрасте хорошо иметь под рукой различные мобили, всевозможные погремушки, подвесные игрушки, турники с подвесными игрушками. С помощью этих игрушек ребёнок начинает развивать фонематический слух, различая разнообразные звуки на слух.
В 4-5 месяцев нормальному речевому развитию характерен лепет, то есть цепочки из слогов. В этом возрасте хорошо использовать различные интерактивные коврики, опять же погремушки, неваляшки, игрушки-растяжки. На этом этапе ребёнок уже учится соотносить местонахождение предмета, направляя движение глаз в сторону издаваемых звуков. Если ребёнок гулил и перестал, а лепет так и не появился, то это серьёзный повод идти к лору и проверять физический слух.
Около года уже должны появится первые слова, а в полтора-два года и фразовая речь. Безусловно, фраза в этот период может иметь форму «слово плюс жест», но обязательно должна быть завязана с конкретными предметами окружающего мира, например, «би-би» и указательный жест пальцем на движущую машину. В этом возрасте подойдут мягкие игрушки с вшитыми элементами хрустящей и шелестящей фольги, деревянные игрушки с двигающимися и шумовыми элементами, пирамидки и игрушки-вкладыши – всё будет иметь успех. Помните, что, выбирая игрушку для годовалого малыша, прежде всего, необходимо придерживаться правила безопасности!
Вашему чаду исполнилось 2 года, а он всё ещё не говорит о своих потребностях, не интересуется окружающим миром, не использует речь для коммуникации - это повод идти к неврологу, поскольку задержка речи может иметь первичный характер, а может быть вторичным нарушением при любых других особенностях в развитии. Но если малыш нормально развивается не только физически, но эмоционально и интеллектуально, то ему можно помочь сделать этот процесс более качественным с помощью игрушек. В возрасте двух лет у малыша могут появиться игрушки по интересам (для мальчика или девочки), наборы специалистов разных профессий: от медиков до парикмахеров, крупные пазлы, детские театры, игрушки-роботы.
В 2,4 года речь ребёнка должна быть соответственна конкретной ситуации и понятной для всех, кто живёт с малышом. Когда ребёнок начинает активно говорить, нельзя лишать его звуковых игрушек. Честно говоря, любые игрушки с кнопочками, лампочками, звуками будут интересны и полезны до 3-3,5 лет.
В три года речь ребёнка должна быть понятна не только родным и близким, но и остальным окружающим. Это значит, что ребёнок в состоянии уже учить наизусть короткие стихи, пересказывать простые русские народные сказки, употреблять в речи существительные, глаголы и прилагательные. От речи взрослого на данном этапе речь ребёнка отличается лишь маленьким жизненным опытом, и допускаются нарушения звукопроизношения.
Для дальнейшего гармоничного речевого развития отлично подходят книги-панорамы, книги-пищалки для ванной, игрушки со звуковыми и световыми эффектами, музыкальные инструменты.
В заключении скажем главное: если ребёнок к трём годам не начал разговаривать, то нужно, не откладывая, идти к специалистам (обычно, это врачи-неврологи и логопеды) для уточнения причины молчания и проведения коррекционной работы. Если же речь соответствует описанным этапам нормального развития, не следует думать, что на этом ваша речевая работа закончилась. Продолжайте петь малышу песенки, читать детские стихи, рассматривать картинки, читать сказки и, конечно же, не забывайте играть. Подойдут любые игры стихотворной формы с движениями рук, например, «Ку-Ку», «Ладушки», «Сорока-белобока» и тому подобное. А максимальную пользу от игрушек вы получите, во-первых, рассматривая все новые игрушки вместе с ребёнком, во-вторых, оречевляя действия игрушки и вовлекая в звукоподражание малыша. Главное в становлении правильной речи малыша – это постоянное общение с ним взрослых, которые находятся рядом.
Не забывайте: любые нарушения в устной речи могут перейти в письменную, поэтому исправить их желательно в дошкольном возрасте, чтобы в школе было на одну проблему меньше.
Мирьям Колчина, учитель-логопед I кв.категории,
дефектолог, ГБОУ школа №1259, г. Москва
Рекомендуем почитать
- Комментарии