"Игры и Игрушки. Эксперт" № 1-2015
Поздравительные открытки-загадки
Если соединить изготовление открытки с… развитием речи, то получится не просто приятный отдых, но ещё и настоящее развивающее занятие.
Как появилась идея создания с дошкольниками поздравительных открыток-загадок? Когда я раньше занималась развитием речи детей, то замечала, что они не очень любят сочинять рассказы. Их рассказы о папе, о маме на речевых занятиях в детском саду бывают достаточно однотипны, иногда даже унылы и строятся чаще всего по одной схеме-шаблону. Не было света, радости, озорства в детских глазах при рассказывании, не было яркости и настоящей детскости в них, не было индивидуальности в речи каждого ребёнка, и это меня не устраивало. Мне так хотелось, чтобы дети рассказывали о своих самых дорогих людях с восторгом, с любовью, и при этом индивидуально, ярко, образно. И поэтому я стала разрабатывать игровые коммуникативные ситуации в обучении детей речи, которые давали бы ребёнку мотив рассказывать развёрнуто, красиво, интересно и были бы интересны дошкольникам. И мы с детьми стали не просто придумывать рассказы о близких людях, но создавать дли них необычные описания-загадки, которые назвали «загадки-открытки для пап и для мам».
Что такое поздравительная открытка-загадка? Это открытка — секрет для папы или мамы. Каждый ребёнок делает свою открытку. На разворот открытки записывается под диктовку ребёнка описание адресата открытки — то есть мамы или папы. Имена детей на открытках не подписываются, ведь это загадка. Все открытки выкладываются в праздничный день на стенд для родителей. Задача каждого папы или мамы — найти свою открытку! (Опознать себя по рассказу ребёнка и его рисунку).
Вариант для семьи
Делаем несколько открыток для разных членов семьи и выкладываем их на общем столе в праздничный день. Нужно дедушке, брату, дяде, папе найти «свою» открытку. И если малышу ещё только 3 года — то это задача, ох, как нелегка, но всегда очень приятна! И вызывает море положительных эмоций.Преимущества изготовления открыток-загадок
- Это очень интересно для детей и взрослых. Как папы и мамы ищут себя среди всех открыток по описанию- загадке — надо видеть их лица в этот момент! А как довольны дети!
- Само задание стимулирует каждого ребёнка рассказать о папе или маме очень индивидуально и очень-очень подробно. Ведь если просто сказать: «У моего папы есть глаза и короткие волосы. Я его люблю», то папа никогда себя не узнает среди описаний других пап. Поэтому малыши за несколько недель до праздника превращаются в «разведчиков» и начинают тайно узнавать все секреты о папе — что за еду он любит, какого цвета у него глаза (представьте себе, но 50% детишек этого не знают!), какой у папы любимый цвет, о чём он мечтает, чем увлекался в детстве. Они стараются как можно индивидуальнее описать своего папу в загадке.
- Дошкольники в таком речевом задании стремятся описывать человека последовательно, ярко, потому что у них появляется мотив рассказывать и интерес («Надо получше рассказать, чтобы папе понравилось», «Что бы такое придумать, чтобы он улыбнулся», «Хочу, чтобы он себя узнал, а то если я плохо расскажу — как он загадку отгадает?»).
- И ещё очень важно, что благодаря этому заданию ребёнок получает в руки наглядный результат его речи, значимый для него самого и для взрослых. Ребёнок чувствует, что его речевое творчество приносит радость близким и важно для них! А это ещё один мотив учиться говорить правильно и выразительно.
Как помочь ребёнку при составлении текста для открытки?
Старшим детям можно подсказать последовательность вопросами: Какой у нас папа? Что он любит? Чем он занимается? Как он выглядит? Или зарисовать примерный план описания человека в виде пиктограмм-картинок.
Малышам можно помочь началом фразы, дети заканчивают вслед за взрослым: «Мой папа очень… (ребёнок добавляет слово, и мы записываем предложение в открытку). У него…. Он любит…. Он часто… Я люблю, когда папа… Мой папа самый…».
И ещё... В разных кармашках и конвертиках, которые видны на фото — спрятан сюрприз маме от ребенка — либо фотография, либо рисунок. Сюрпризы готовили сами дети.
Образец изготовления открыток
Вам понадобится:- цветной двусторонний картон — 2 листа размером А4;
- клей или двусторонний канцелярский скотч шириной 1 см;
- плотная бумага для рисования (аппликации) из папки для акварели или папки для черчения;
- всё для рисования или для аппликации (можно выбрать любую технику выполнения центральной фигурки).
Шаг 1. Сгибаем лист двустороннего картона пополам и делаем два надреза перпендикулярно сгибу. Начертите заранее для ребёнка линии, по которым надо сделать надрезы.
Шаг 2. Сгибаем по линии, параллельной сгибу ниже. Открываем открытку и, выгибая центральную деталь, делаем «ступеньку». В зависимости от замысла «ступенька» может быть либо горизонтальной, либо вертикальной. На «ступеньку» приклеиваем фигурку, выполненную ребенком (рисование, аппликация).
Шаг 3. Записываем на открытку рассказ-загадку о папе (или другом адресате открытки). Рассказ записываем под диктовку ребёнка — это называется «ситуация письменной речи». Она очень полезна для развития речи ребенка, так как, диктуя, малыш начинает планировать свою речь, выстраивать её более связно и последовательно.
Шаг 4. Наклеиваем получившуюся заготовку открытки на другой лист картона (чтобы не было видно наших надрезов). Ребёнок оформляет обложку открытки по своему замыслу.
Полезные советы
Первый совет. В первый раз ребёнок участвует в выполнении открытки частично: сочиняет рассказ для папы и рисует фигурки для открытки (либо делает аппликацию). В сборке открытки ему потребуется помощь взрослых.
Второй совет. Такую открытку можно сделать даже с самыми маленькими детками, дав им раскрасить готовое изображение — раскраску или изображение, нарисованное старшим братом, дать нарисовать «праздничный салют», приклеить фотографию папы или свой рисунок — фигурку на открытку. Даже если рисунок малыша кажется вам несовершенным или неидеальным — это его рисунок на данный момент времени, и в этом особая жизненная прелесть таких изображений. Это не «показной» рисунок, а настоящий! И можно вырезать из него фигурку, наклеить её на плотный картон и приклеить её к «ступеньке» в открытку. В дальнейшем дети старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста смогут сделать открытку сами.
Третий совет. Вы показываете все действия (как отрезать, куда приклеить и т.д.) на своём образце-открытке. Детская открытка — это то, что полностью сделано ребёнком, мы не вмешиваемся в его творчество. Всё, что может ребёнок сделать сам, он делает сам и в своей открытке!
Четвёртый совет. Если вы делаете открытки с группой детей, то удобно во время выполнения ими центральной фигурки (пока дети делают аппликацию или рисуют, раскрашивают) подходить к ним по очереди и записывать под их диктовку рассказ.
Пятый совет. Во время изготовления открытки беседуйте с ребёнком в непринужденной форме: что у тебя на открытке будет вверху/внизу/справа/слева/посередине? Какого цвета/размера мы сделаем? Какими будут…? Что ты нарисуешь сначала, а потом, а после этого? Комментируйте — называйте признаки и действия, интересуйтесь замыслом маленького художника. Это тоже развитие речи — умение вести диалог.
В статье использованы фото детских работ, выполненных совместно с детьми воспитателями детских садов г. Москвы Якимова Е.А., воспитатель ДОУ №14 САО, Спешилова А.С., воспитатель ДОУ №280 ЮАО, Хайрулина И.В., воспитатель ДОУ №1556 САО, Маховская И.В., воспитатель ДОУ №463 ЗАО, Егорова Н.А., воспитатель ДОУ №734 СЗАО, Мурашова Е.Э., воспитатель ДОУ 280 ЮАО.
Ася Валасина, кандидат педагогических наук,
автор сайта для педагогов и родителей
«Родная тропинка»
Рекомендуем почитать
- Комментарии