Путешествие на весеннюю полянку

Наступает календарная весна. Совсем скоро появятся почки на деревьях, проснутся от спячки насекомые. Самое время подготовится к этому событию и всё поподробнее разузнать!

Цель: развитие познавательных интересов через знакомство с миром насекомых.

Задачи:

  • Обобщить и обогатить знания детей о насекомых (бабочка, пчела, муравей, кузнечик, божья коровка).
  • Формировать познавательный интерес к особенностям жизни насекомых. Учить устанавливать смысловые связи (логические цепочки) между образом жизни и повадками насекомых и средой их обитания.
  • Развивать восприятие, мышление, свободную речь, умение принимать и решать проблемно-познавательные задачи.
  • Воспитывать бережное отношение к насекомым и желание самостоятельно наблюдать за разными насекомыми во время прогулки.

Средства обучения: Интерактивная доска, авторская презентация «Насекомые», картинки с изображением насекомых (бабочка, божья коровка, пчела, муравей), аудиозаписи: песня «Не обижайте муравья», звуки природы «Лес», видеоролик «Появление бабочки», лист зелёной бумаги, ваза с веточками тополя с распустившимися листочками.

Путешествие на весеннюю полянкуХод занятия

Воспитатель: Приходит весна. Сейчас на улице появляются листочки, расцветаю цветы, зеленеет травка, греет солнышко. Хотите прогуляться со мной по весенней полянке.

Дети: Да.

Воспитатель: Но полянка находится далеко, вон там (обращаю внимание детей на интерактивную доску, на слайде изображена цветущая полянка). Не устанете идти?

Дети: Нет.

Воспитатель: Тогда в путь! (Дети с воспитателем идут «змейкой» обходя ориентиры — цилиндры.)

Воспитатель: Ну, вот мы с вами и пришли! Как тут хорошо, греет солнышко, поют птицы (дети слушают звуки природы). Солнышко греет ручки, головку ножки (массаж). Я даже чувствую как пахнет травой и цветами (дыхательная гимнастика).

Воспитатель: Ребята, а полянка эта не простая, а волшебная и просто так не показывает своих жителей. А просит нас угадать загадки! Попробуем угадать!

Дети: Да!

Воспитатель: Ну, тогда слушайте.
Спал цветок и вдруг проснулся —
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (На слайде изображение бабочки, мухи и комара, дети выбирают правильный ответ).

Дети: Бабочка!

Воспитатель: Да, правильно это бабочка! (на слайде изображение бабочки). Посмотрите, какая она красивая. Крылья бабочек покрыты мелкими чешуйками. Вот они то и придают бабочкам чудесную окраску крыльев. Но эти цветные чешуйки очень-очень хрупкие. Поэтому, если взять бабочку в руки, можно их повредить, и тогда бабочка погибнет. Не берите бабочек в руки и другим не разрешайте этого делать. Сохраните красоту.Рот бабочки — это длинный тонкий хоботок. Обычно он свернут в тугую пружинку, но стоит бабочке сесть на цветок, как хоботок разворачивается и опускается за нектаром на самое дно цветка. Усиками насекомые принюхиваются. Усики чувствуют запахи издалека. А вы знаете, как появляется бабочка?

Дети: Нет!

Воспитатель: Бабочка откладывает много яиц. (Слайд с изображением гусеницы и яиц.) Часть склюют птицы, часть унесут муравьи и мухи, но какая-то часть уцелеет. Из них выйдут гусеницы. Пройдёт время, и превратится гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. Зашевелится куколка, лопнет у неё на спинке шкурка. Появятся крылышки, а потом и вся бабочка. Пошевелит она крылышками Развитие познавательных интересов через знакомство с миром насекомыхи улетит.

Воспитатель: А вот, полянка нам снова задаёт загадку. (Слайд с изображением цветущей полянки.)

Домовитая хозяйка
Полетела, над лужайкой.
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.

Дети: Пчела.

Воспитатель: Да, конечно это пчела! (Слайд с изображением пчелы.) Вот она труженица — пчёлка. Весь день она работает, собирая нектар. Пчела садится на цветок, и к её маленьким лапкам прилипает пыльца с цветка. Благодаря пчёлам пыльца одного растения попадает на другое. Если этого не произойдёт, у цветов не будет семян. Не было бы пчёл, не было бы плодов у шиповника, яблони, вишни у многих других растений. (Слайд с изображением улья.) Живут пчёлы в ульях. Чтобы в пчелиные дома не затекал дождь, не задувал ветер — пчёлы заклеивают щели прополисом — пчелиным клеем. Люди же заметили, что компоненты прополиса очень хорошо заживляют раны. Мёд в улье хранится в сотах. (Слайд с изображением сот.)

Воспитатель: А хотите мы с вами тоже будем пчёлами? Будем летать с цветка на цветок, собирать пыльцу.

Раз, два, три повернись
И в пчелу ты превратись!

Проводится подвижная игра «День, ночь» (днём дети-пчёлы летают, а ночью отдыхают-приседают).

Воспитатель: А вот и новая загадка от нашей полянки.
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята
Вся жизнь их связана с трудом.

Дети: Муравьи!

Воспитатель: Муравьи — это очень трудолюбивые малыши. Они всё время бегают то в одну, то в другую сторону, усиками шевелят. А если встречаются, то усиками друг друга ощупывают. Это они так разговаривают. Бегают муравьи между травинками, ищут, чем поживиться, что в муравейник свой утащить. А ещё, ребята, муравьи очень сильные. Они хоть и очень маленькие, но поднимают такие тяжести! Это всё равно, что человеку нести слона. А как вы думаете, ребята, что это за куча?

Дети: Муравейник!

Воспитатель: Да, это дом муравьёв, который называется муравейник. В муравейнике очень много муравьёв живёт. Это настоящий город! Их дом нельзя ломать и разорять, потому что если муравьи за 2–3 дня до дождя не успеют отремонтировать свой дом, они погибают.

Воспитатель: А вот и новая загадка.
Красненькие крылышки, чёрные горошки.
Кто это гуляет по моей ладошке?

Дети: Божья коровка! (Слайд с изображением божьей коровки.)

Воспитатель: Правильно, и с этой загадкой вы справились. Ребята, посмотрите на божью коровку. Она такая яркая! Её хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? (Ответы детей.)

Воспитатель: Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у неё есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которое очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. Ребята, а почему не надо трогать, обижать божьих коровок и других насекомых?

Дети: Они живые.

Воспитатель: Да, насекомые живые. Их нельзя обижать. Но ими можно любоваться. Наблюдать, как они летают, бегают, прыгают, играют.

Воспитатель: А сейчас подумайте, кто вам больше всего сегодня запомнился и понравился! Я включу музыку, а вы мне изобразите своего задуманного насекомого и я попробую угадать, кто же это такой (Дети импровизируют под музыку, изображая насекомых).

Воспитатель: Ребята, насекомым было приятно с вами познакомиться, а нам очень интересно за ними наблюдать и мы как-нибудь ещё сходим к ним в гости.

Ольга Ситчихина, воспитатель МКДОУ д/с № 16 «Малыш», г.Омутнинск

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*