"Игры и Игрушки. Эксперт" № 4-2015
Путешествие по реке Дон
Конспект НОД для подготовительной логогруппы, в котором сочетаются экспериментирование и дыхательные упражнения с познавательной деятельностью. А другом-проводником на всё занятие является Незнайка
Цель:
Материал к занятию: тазы с водой (один таз на 3-4 ребёнка), картон, поролон, пластмасса, дерево, металл, письмо от Незнайки, 6 флажков, 2 чемодана, картинки с названиями вещей, буквы, пузырьки по количеству детей.
Воспитатель: Ну вот, все вещи собраны, пора отправляться в путь. Но на чём же мы поедем? На чём можно путешествовать по реке? (Ответы детей.) Давайте посмотрим ещё в конверт, может там будет подсказка. Посмотрите, ребята, да тут ещё что-то написано: «Выходите из группы, идите прямо по буквам». (Воспитатель и дети выходят из группы, спускаются по ступенькам и читают.) Ребята, какое слово у нас получилось?
Дети: Корабль.
Воспитатель: Значит, мы будем путешествовать на корабле. Ой, да вот, же он! (На двери висит бумажный кораблик.) Ребята, а как вы думаете, можно путешествовать на таком корабле?
Дети: Нет, он маленький, быстро намокнет и утонет.
Воспитатель: А как это можно узнать? Можно провести эксперимент. Я вас приглашаю в комнату, где можно поэкспериментировать. (Дети проходят в комнату экспериментов.)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а ворота отворяет?». Что это? (Ветер.) А как вы думаете, что поможет кораблику быстрее двигаться по воде? (Тоже ветер.) Кто управляет кораблём? (Капитан.) А вы хотите поиграть в капитанов? Тогда берите кораблики, и каждый капитан будет управлять своим кораблём, мы будем путешествовать по Дону из одного города в другой, флажки – это города. (Во время этой игры воспитатель проводит небольшую беседу о городах, стоящих на берегу реки. Важно обратить внимание детей на карту, попросить соотнести город на карте и флажок в игре. Так как проводилась подготовительная работа, и дети уже знакомы с городами, стоящими на реке Дон можно провести с отдельными детьми или всей группой викторину-узнавайку: по фотографиям узнать город.)
А чтобы кораблик плыл, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы как для звука «ф». Кораблик, при этом должен двигаться плавно. (Дети запускают свои кораблики, пробуют добиться плавности и равномерности хода.) Но вот налетел порывистый ветер: «п-п-п» губы складываются как для звука «п». Или вы можете дуть, натягивая губы трубочкой, но не надувая щёк (продемонстрировать). Кораблики наши вновь плывут ровно, спокойно. А как корабль, оповещает о своём прибытии?
Дети: Подаёт сигнал, гудит.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чей гудок лучше гудит?». Ребята, посмотрите, как гудит мой пузырёк, если я в него подую. А как у вас гудит корабль? (Воспитатель по очереди просит детей погудеть, затем всем вместе. Нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, струя воздуха должна быть сильной, ребёнок дует несколько секунд.) Во время путешествия кораблей свободных детей можно развлечь русской народной поговоркой:
Ветер, ветерок
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Дона-реки!
Для отработки речевой чёткости подойдут скороговорки.
Воспитатель: Посмотрите, что же произошло с нашими кораблями? (Они намокли, стали мягкими.) Какими же свойствами должен обладать корабль? (Держаться на воде, не тонуть.) Какие материалы отвечают этим требованиям? (Железо, пластмасса, картон, поролон.) Как узнать, подходят ли эти материалы для строительства корабля? Что нам потребуется для этого? (Предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона. Проводится экспериментирование. Дети пробуют, какие материалы тонут, а какие – плавают. В ходе работы воспитатель спрашивает у каждого ребёнка: «Какой предмет ты взял? Как ты думаешь, что сейчас получится? Скажи, что произошло?».)
Воспитатель: Ребята, так из чего мы посоветуем сделать кораблик Незнайке? А как же нам сообщить об этом ему? (Послать письмо.) Давайте пойдём в группу и нарисуем ему ответ, а я занесу письмо на почту. (Дети в группе рисуют ответ Незнайке.)
Цель:
- закреплять умение детей различать звуки «с» и «ш» в словах;
- продолжать закреплять умение складывать слоги;
- развивать логическое мышление, умение различать материалы (железо, пластмасса, картон);
- развивать физиологическое дыхание и длительный плавный выдох, активизировать мышцы губ в играх-упражнениях;
- воспитывать умение поддерживать непринуждённую беседу, дружелюбие, желание помочь друг другу.
Материал к занятию: тазы с водой (один таз на 3-4 ребёнка), картон, поролон, пластмасса, дерево, металл, письмо от Незнайки, 6 флажков, 2 чемодана, картинки с названиями вещей, буквы, пузырьки по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, когда я шла утром в детский сад, то возле дверей нашла письмо. Кто мне поможет прочитать, что же там написано? (Ребёнок читает: «Дорогие ребята, я приглашаю вас в путешествие по реке Дон». Незнайка.) Ну что, ребята, отправимся в путешествие? Что же мы возьмём с собою в путешествие? Наверное, в первую очередь надо взять с собой вещи. У нас есть два чемодана, в один чемодан мы будем складывать вещи, в названии которых есть звук «с», а в другой чемодан мы сложим вещи, в названии которых есть звук «ш». Будьте внимательны, может быть, не все вещи нам нужны. (Воспитатель зачитывает различные слова с названными звуками и без них, дети сортируют «вещи».)Воспитатель: Ну вот, все вещи собраны, пора отправляться в путь. Но на чём же мы поедем? На чём можно путешествовать по реке? (Ответы детей.) Давайте посмотрим ещё в конверт, может там будет подсказка. Посмотрите, ребята, да тут ещё что-то написано: «Выходите из группы, идите прямо по буквам». (Воспитатель и дети выходят из группы, спускаются по ступенькам и читают.) Ребята, какое слово у нас получилось?
Дети: Корабль.
Воспитатель: Значит, мы будем путешествовать на корабле. Ой, да вот, же он! (На двери висит бумажный кораблик.) Ребята, а как вы думаете, можно путешествовать на таком корабле?
Дети: Нет, он маленький, быстро намокнет и утонет.
Воспитатель: А как это можно узнать? Можно провести эксперимент. Я вас приглашаю в комнату, где можно поэкспериментировать. (Дети проходят в комнату экспериментов.)
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: «Без рук, без ног, а ворота отворяет?». Что это? (Ветер.) А как вы думаете, что поможет кораблику быстрее двигаться по воде? (Тоже ветер.) Кто управляет кораблём? (Капитан.) А вы хотите поиграть в капитанов? Тогда берите кораблики, и каждый капитан будет управлять своим кораблём, мы будем путешествовать по Дону из одного города в другой, флажки – это города. (Во время этой игры воспитатель проводит небольшую беседу о городах, стоящих на берегу реки. Важно обратить внимание детей на карту, попросить соотнести город на карте и флажок в игре. Так как проводилась подготовительная работа, и дети уже знакомы с городами, стоящими на реке Дон можно провести с отдельными детьми или всей группой викторину-узнавайку: по фотографиям узнать город.)
А чтобы кораблик плыл, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы как для звука «ф». Кораблик, при этом должен двигаться плавно. (Дети запускают свои кораблики, пробуют добиться плавности и равномерности хода.) Но вот налетел порывистый ветер: «п-п-п» губы складываются как для звука «п». Или вы можете дуть, натягивая губы трубочкой, но не надувая щёк (продемонстрировать). Кораблики наши вновь плывут ровно, спокойно. А как корабль, оповещает о своём прибытии?
Дети: Подаёт сигнал, гудит.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Чей гудок лучше гудит?». Ребята, посмотрите, как гудит мой пузырёк, если я в него подую. А как у вас гудит корабль? (Воспитатель по очереди просит детей погудеть, затем всем вместе. Нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, струя воздуха должна быть сильной, ребёнок дует несколько секунд.) Во время путешествия кораблей свободных детей можно развлечь русской народной поговоркой:
Ветер, ветерок
Натяни парусок!
Кораблик гони
До Дона-реки!
Для отработки речевой чёткости подойдут скороговорки.
Воспитатель: Посмотрите, что же произошло с нашими кораблями? (Они намокли, стали мягкими.) Какими же свойствами должен обладать корабль? (Держаться на воде, не тонуть.) Какие материалы отвечают этим требованиям? (Железо, пластмасса, картон, поролон.) Как узнать, подходят ли эти материалы для строительства корабля? Что нам потребуется для этого? (Предметы из дерева, пластмассы, металла, картона, поролона. Проводится экспериментирование. Дети пробуют, какие материалы тонут, а какие – плавают. В ходе работы воспитатель спрашивает у каждого ребёнка: «Какой предмет ты взял? Как ты думаешь, что сейчас получится? Скажи, что произошло?».)
Воспитатель: Ребята, так из чего мы посоветуем сделать кораблик Незнайке? А как же нам сообщить об этом ему? (Послать письмо.) Давайте пойдём в группу и нарисуем ему ответ, а я занесу письмо на почту. (Дети в группе рисуют ответ Незнайке.)
Лариса Шинина, воспитатель,
МБДОУ №243 г.Ростов-на-Дону
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку