"Игры и Игрушки" №5-2015
Разноцветная Мозаика
Вот россыпь разноцветных элементов: терпение, аккуратность, и они выстаиваются в настоящую картину. Мозаика — это, несомненно, искусство. Но мозаика — это ещё и отличная детская игрушка!
Что представляет из себя детская мозаика? Это набор цветных фишек с каким-либо элементом крепления и панно, на котором можно этими фишками «рисовать». Обычно прилагаются разные схемы-образцы картинок, которые можно создать с помощью конкретного набора. Естественно, дети 3-х и 7-ми лет могут создать разные рисунки, поэтому мозаики разделяются по возрасту.
Ближе к 3-м годам малышей уже начинает интересовать построение изображения. С этого возраста им можно предлагать традиционные мозаики. Но не останавливайтесь на создании обычных солнышка, ёлочки, домика. Иначе ребёнок быстро потеряет интерес к этой игрушке. Задача родителей – продемонстрировать все возможности панно. Попробуйте нарисовать какой-то предмет, а затем выложить его мозаикой. Пусть ребёнок соотнесёт разноцветные карандаши и разноцветные фишки мозаики – рисовать можно и тем и тем. Или выложите сюжет знакомой ребёнку сказки, например Колобка. Дальше, при таком подходе, интерес к мозаике у ребёнка будет только расти. И будучи уже младшим школьником (7–9 лет) он с удовольствием будет создавать свои сложные панно.
Про традиционные мозаики можно сказать одной строкой. Все они имеют самые разные размеры, формы панно, отличаются количеством и цветом самих фишек. Обычно, элементы таких мозаик имеют «ножку» и вставляются в пазы самого панно. Именно такие игрушки были, наверное, у всех детей в Советском Союзе. Фантазия ребёнка в таком случае ограничена только размерами поля панно и цветовой гаммой фишек.
Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность.
Широко известна покупателям и магнитная мозаика. Она представляет собой магнитное поле и фишки-магнитики. Несомненно удобство их крепления. Кроме того, детям интересен сам принцип магнита, они исследуют его возможности. Расширяется место применения такой мозаики: холодильник тоже может стать холстом для творчества.
Интересной новинкой является термомозаика. Она представляет собой набор из множества разноцветных деталей, похожих на бисер, которые фиксируются на поле с ножками. Созданный рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему детали слипаются между собой, и рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение. Оно снимается с поля, после чего картину можно повесить в рамку или кому-нибудь подарить. Таким образом, если вы зафиксируете изображение, то эти же детали уже не сможете использовать, а вот поле, на котором создаётся рисунок, предназначено для многократного применения.
История
Слово мозаика произошло от латинского musivum, что переводится как посвящённое музам произведение. История мозаики как искусства восходит ко второй половине IV тысячелетия до нашей эры – времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии. Уже тогда люди, чередуя разные элементы, выкладывали различные узоры на стенах зданий. Трудно сказать, когда этот вид искусства преобразовался в детскую игрушку. Ещё в древние времена дети, играя, выкладывали камушками различные изображения. А уж когда за дело взялось промышленное производство, стали появляться разнообразные мозаичные наборы.Что представляет из себя детская мозаика? Это набор цветных фишек с каким-либо элементом крепления и панно, на котором можно этими фишками «рисовать». Обычно прилагаются разные схемы-образцы картинок, которые можно создать с помощью конкретного набора. Естественно, дети 3-х и 7-ми лет могут создать разные рисунки, поэтому мозаики разделяются по возрасту.
Возрастные особенности
Сегодня продаются наборы для малышей от 1 года. Обычно они не имеют поля, на котором можно строить изображение, и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Нужно понимать, что в столь маленьком возрасте ребёнок ещё не может самостоятельно создавать картины. Он и по образцу не сможет их воспроизвести. Малыша увлекает фиксация самих элементов. К тому же в итоге получается какое-либо изображение.Ближе к 3-м годам малышей уже начинает интересовать построение изображения. С этого возраста им можно предлагать традиционные мозаики. Но не останавливайтесь на создании обычных солнышка, ёлочки, домика. Иначе ребёнок быстро потеряет интерес к этой игрушке. Задача родителей – продемонстрировать все возможности панно. Попробуйте нарисовать какой-то предмет, а затем выложить его мозаикой. Пусть ребёнок соотнесёт разноцветные карандаши и разноцветные фишки мозаики – рисовать можно и тем и тем. Или выложите сюжет знакомой ребёнку сказки, например Колобка. Дальше, при таком подходе, интерес к мозаике у ребёнка будет только расти. И будучи уже младшим школьником (7–9 лет) он с удовольствием будет создавать свои сложные панно.
Мозаичное разнообразие
Что и говорить, производители не могли обойти стороной такую традиционную и полезную игрушку для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Каких наборов вы только ни встретите в магазине!Про традиционные мозаики можно сказать одной строкой. Все они имеют самые разные размеры, формы панно, отличаются количеством и цветом самих фишек. Обычно, элементы таких мозаик имеют «ножку» и вставляются в пазы самого панно. Именно такие игрушки были, наверное, у всех детей в Советском Союзе. Фантазия ребёнка в таком случае ограничена только размерами поля панно и цветовой гаммой фишек.
Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек – они напоминают фигурки известной игры «Тетрис». Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность.
Широко известна покупателям и магнитная мозаика. Она представляет собой магнитное поле и фишки-магнитики. Несомненно удобство их крепления. Кроме того, детям интересен сам принцип магнита, они исследуют его возможности. Расширяется место применения такой мозаики: холодильник тоже может стать холстом для творчества.
Интересной новинкой является термомозаика. Она представляет собой набор из множества разноцветных деталей, похожих на бисер, которые фиксируются на поле с ножками. Созданный рисунок обрабатывается утюгом, благодаря чему детали слипаются между собой, и рисунок представляет собой уже цельное, неразрывное изображение. Оно снимается с поля, после чего картину можно повесить в рамку или кому-нибудь подарить. Таким образом, если вы зафиксируете изображение, то эти же детали уже не сможете использовать, а вот поле, на котором создаётся рисунок, предназначено для многократного применения.
Мозаика и рисование
Коренное отличие мозаики от рисования заключаются в том, что при рисовании актуализация образа происходит быстро и спонтанно (палка, палка, огуречик – вот и вышел человечек), построение изображения из мозаики требует времени, а значит, нужно долго удерживать образ, как цель, которую надо достичь. Кроме того, мозаика – это особый вид познавательной деятельности, ведь она более символична, чем рисование; по сути, она представляет собой точечный рисунок, а «рисование» по точкам требует хорошо развитых, детализированных представлений. Кроме развития мыслительных способностей, первых уроков абстрактного мышления мозаика также является замечательным тренажёром для мелкой моторики.По материалам Ирины Рябковой
Рекомендуем почитать
- Комментарии
Загрузка комментариев...
E-mail*
Имя*
Хотите получать журналы бесплатно?
заполните форму подписки
Рассылка свежих номеров журнала производится
в начале каждого квартала. Тематическая рассылка новостей
производится два-три раза в неделю.
Оформить подписку