"Игры и Игрушки. Эксперт" № 5-2018
Реабилитационная система OptiMusic как средство коррекционной работы с детьми
В рамках работы в режиме Федеральной стажировочной площадки по направлению «Социализация детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения компенсирующей направленности» в нашей образовательной организации появилось специализированное инновационное оборудование для коррекционной работы с детьми с ОВЗ, в том числе и светомузыкальная установка OptiMusic. Она является реабилитационной системой нового поколения и представляет собой интерактивную цветомузыкальную развивающую среду, позволяющую управлять звуком, светом, видеорядом и сенсорным оборудованием.
Система OptiMusic состоит из источников разноцветных интерактивных направленных лучей, ноутбука или компьютера как системы управления с программным комплексом и устройств вывода информации. Взаимодействие с интерактивными лучами происходит с помощью специальных отражателей - ракетки, перчатки или наклейки, а также любой части тела, игрушки или другого предмета. Оно всегда вызывает заранее запрограммированные события. Достаточно дотронуться до цветного луча света, и установка преобразует движение в звук, свет, видеоизображение, включение или выключение внешнего сенсорного оборудования.
Система содержит широкий набор тематических звуков, мелодий, ритмов, музыкальных произведений, упорядоченных для занятий с детьми различных категорий. Её можно использовать в работе с детьми с различно выраженными и множественными трудностями в обучении, с сенсорными и умственными нарушениями, деменцией, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и трудностями в поведении.
OptiMusic и кинезитерапия
Кинезитерапию с дошкольниками можно проводить в форме логоритмических занятий, построенных на образной импровизации педагога и группы детей. В структуру занятия включаются различные упражнения, способствующие снятию психоэмоционального напряжения и обеспечивающие релаксацию, регуляцию эмоциональных состояний, коррекцию моторной сферы. Темы таких занятий: «Путешествие за синей птицей», «В гостях у морского царя», «Бал насекомых» и другие.При использовании программы OptiMusic восприятие детьми музыки сопровождается просмотром видеозаписи ярких картин. Например, педагог предлагает ребёнку шагнуть как бы вглубь изображения, например, к звенящему прохладному ручью или на солнечную лужайку.
OptiMusic и сказкотерапия
Войдя в мир чудес благодаря светомузыкальной установке OptiMusic, ребёнок способен заглянуть в глубины своей души. Он растет, и его переполняет целая гамма эмоций, при этом эмоции ребёнка с ОВЗ неустойчивы и изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление дети могут реагировать по-разному, поэтому важно перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить их, ввести в состояние заинтересованности и волшебства. Программа OptiMusic позволяет увидеть и услышать что-то необычное.OptiMusic в музыкальном воспитании детей
Использовать возможности программы OptiMusic в раборе с детьми с ОВЗ можно и в непосредственно образовательной музыкальной деятельности, в индивидуальной работе и при проведении развлечений. Например, с помощью установки OptiMusic можно изучать нотную грамоту. Для этого на каждый луч программируется звучание определённой ноты. Семи лучам соответствуют семь нот гаммы. Далее, с помощью педагога дети играют несложные мелодии. Лёгкие песни с простым ритмическим рисунком можно также разложить на несколько лучей и затем предложить дошкольникам сыграть их.Для знакомства детей с танцами и особенностями их исполнения, а также проведения игр на смену музыкально-ритмических движений предусмотрены видеоклипы. Например, можно запрограммировать 1 луч на 2 пьесы разного характера. Один ребёнок с помощью ракетки переключает звучание музыки, остальные же дети должны услышать изменения и в соответствии с ними изменить свои движения. Приведём несколько таких игр. «Громко-тихо»: дети топают, когда звучит громкая музыка, и хлопают во время тихой. «Марш – бег»: дети маршируют под маршевую музыку и бегут под весёлую польку. «Великаны и гномы»: дети шагают широкими шагами, когда музыка звучит медленно, и выполняют маленькие шаги, когда темп пьесы ускоряется.
Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением программы OptiMusic. Они позволяют в доступной и привлекательной форме развивать тембровый, динамический и гармонический слух, чувство ритма, умение определять характер музыкального произведения, развивают музыкальную память.
Для осуществления таких игр необходимо запрограммировать лучи в последовательности «Музыка и Изображение», поэтому сначала появляется звук, а потом рисунок.
Например, в игре «Музыкальный теремок» ребёнок с помощью луча сначала «включает» музыку и спрашивает: «Кто подошёл к теремку?». После, когда появится изображение, можно проверить правильность детских ответов. Также мы будем действовать в игре «Что дети делают в домике?». С помощью этой игры дошкольников учат определять жанр музыкального произведения: после прослушивания пьесы им предлагают ответить, что ребята делают в домике – танцуют, поют или маршируют. После этого педагог предлагает проверить ответы и показывает изображение. По такому же принципу строятся игры «Какой инструмент звучит?» для определения тембра знакомых детям музыкальных инструментов; «Цветочки» для определения характера музыки, «Угадай композитора» для соотнесения музыкального произведения с его автором. Программу OptiMusic можно использовать при проведении разных развлечений, например, «Угадай мелодию», «Знакомство с инструментами» и других. В этом случае за каждым лучом «прячется» своя мелодия.
Таким образом, реализация программы OptiMusic расширяет практический опыт воспитанников детского сада, обогащает их зрительные и слуховые впечатления. Использование в работе современного технического оборудования позволяет сделать занятия с детьми разнообразными, расширяет возможности коррекционной работы.
Ольга Белецкая, зам. заведующего
по УВР МБДОУ № 101 г. Ульяновска
Рекомендуем почитать
- Детский вопрос
- Игра в детском саду
- Ватная игрушка – возвращение к истокам
- Использование игр в развивающей работе с детьми
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии