эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Речевое взаимодействие воспитателя с детьми

Многие педагоги испытывают трудности в организации речевого общения с ребёнком. Поэтому проблема общения является центральной проблемой педагогики. Речь педагога влияет на ребёнка самым непосредственным образом. Эффективность педагогического общения во многом зависит от уровня развития коммуникативных умений педагога.

Данный семинар рассчитан на воспитателей и педагогов и помогает по-новому взглянуть на способы общения с ребёнком.
Речевое взаимодействие воспитателя с детьми
Цели:

- знакомство с понятием «речевое взаимодействие»;

- знакомство с методами речевого взаимодействия воспитателя с детьми на занятии;

- отработка умения конструктивного взаимодействия педагога с ребёнком.

Специфическим личностным качеством педагога в структуре коммуникативной культуры является педагогическая коммуникабельность. Это понятие отличается от простой общительности, так как воспитателю необходима не просто общительность, а способность к продуктивному взаимодействию с воспитанниками.

Эмоциональная привлекательность педагога для ребёнка обусловлена рядом факторов, среди которых важнейшими являются профессиональная эрудиция, творческое своеобразие, высокая общая и нравственная эстетическая культура, педагогическое мастерство, включая искусство общения.

Психологические средства коммуникативного воздействия делятся на две группы невербальные и вербальные. Мы будем говорить о вербальных средствах. При речевом общении важно уметь выражать свои мысли, эмоции правильно, грамотно, не обидев ребёнка и так же важно уметь выслушать.

Техника «Я — сообщение»

Наверняка, каждый из вас сталкивался с такой ситуацией: ребёнок ведёт себя неприемлемым образом, вас переполняют эмоции, нужно сказать ребёнку о своих мыслях и чувствах. Но как это сделать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?

Когда вы говорите о своих чувствах к ребёнку, делайте это от первого лица. Сообщите о себе, о своих переживаниях, а не о ребёнке и его поведении. Такое высказывание в которых есть личное местоимение «я», «мне», «меня», психологи называют «Я-сообщение». Оно передаёт отношение человека к происходящему, искреннее выражение его чувств в необидной для собеседника форме: «Мне нравится», «Я злюсь…», «Я сержусь…», «Я огорчена…» и т.д. Схема «Я-сообщения» представлена ниже:

1. Конкретное описание того, что вызвало чувство («когда я вчера увидела какая ты грязная…»).

2. Название чувства в тот момент («…я почувствовала беспокойство»).

3. Название причины («наверное это произошло потому, что…»).

Техника «Активное слушание»

В психологии существует специальная техника, которая даёт возможность проникнуть во внутренний мир ребёнка, понять его реальные интересы, настроение, эмоции. Эта техника называется «Активное слушание». Активное слушание партнёра по общению предполагает ваше стремление понять, что же он сам хочет вам сказать на самом деле. Воспитатель часто занят собственными делами и заботами, жизнь в детском саду расписана по минутам, и мы просто не успеваем выслушать ребёнка, в лучшем случае делаем это формально.

Упражнение по активному слушанию

Инструкция: проигрывая предложенные ниже ситуации, разбейтесь на пары. Одну и ту же ситуацию имеет смысл проиграть два раза: в первом случае один педагог из пары берёт на себя роль воспитателя, а другой — ребёнка; во втором случае участники меняются ролями. В обоих случаях педагог, играющий роль воспитателя, отвечает «ребёнку» как невнимательный слушатель.

Инструкция «воспитателю»: представьте себе, что вы чем-то заняты. К вам подходит ребёнок и говорит одну из фраз:
Упражнение по активному слушанию
- «А Вася отобрал у меня паровозик».

- «Они не принимают меня играть».

- «А вот я нарисовал!».

- «А маму вчера отвезли в больницу».

Инструкция «ребёнку»: представьте, что вы ребёнок определённого возраста. У вас возникла одна из проблем, которые перечислены выше. Вы подходите к «воспитателю» и произносите одну из фраз. Ситуация обыгрывается. После этого «ребёнок» рассказывает напарнику, что он почувствовал, услышав ответ «воспитателя». После этого участники меняются местами.

Пространственная организация общения

Плодотворность речевого общения обусловлена также его пространственной организацией. Дистанция способна сближать и разъединять собеседников. Выделяют несколько видов возможных дистанций между партнерами:

- Интимная (15–45 см).

- Личная (45–75 см).

- Социальная (75–100 см).

- Публичная (350–750 см).

Первые два вида свидетельствуют о близких, дружеских отношениях, социальная дистанция принята в деловом общении, публичная — между малознакомыми и незнакомыми людьми. Укорачивание или удлинение дистанции способно ослабить или усилить взаимодействие. Удлинение дистанции между педагогом и аудиторией снижает воздейственную силу его слова. Однако необходимо помнить, что не всегда приближение к ребенку эмоционально сближает с ним. Если ребята не расположены к эмоциональному сближению, лучше придерживаться социальной дистанции.

При взаимодействии с ребёнком нужно учитывать их возрастные особенности:

- Дети 2–3 лет воспринимают взрослого в общении как источник ласки, защиты и помощи (воспитатель для них — мама; важно находиться с ними поближе, обнимать, гладить. Детям в этом возрасте важнее невербальное общение).

- Дети 3–4 лет воспринимают взрослого в общении как источник способов деятельности, партнёра по игре и творчеству (взрослый для них — друг, лучше держать дистанцию на вытянутой руке).

- Дети 4–5 лет воспринимают взрослого в общении как источник информации (взрослый — партнёр).

- Дети 5–6 лет воспринимают взрослого в общении как источник информации, собеседник (взрослый — партнёр, но здесь важно гибко подходить к ситуации — к кому-то поближе, к кому-то на расстоянии).

- Дети 6–7 лет воспринимают взрослого в общении как источник эмоциональной поддержки (прислушиваются только к тем, кого уважают, так же важно варьировать дистанцию).

В любом случае педагог должен бережно и осторожно относиться к личностному пространству каждого ребёнка, уважать его права на территориальную автономию.

Совершенствование речи педагогов ДОУ

Грамотная речь является основным элементом общей культуры человека. Речь — не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей. Не случайно считается, что речь человека — его визитная карточка. Насколько грамотно он выражается педагог, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Олеся Чушникова, старший воспитатель МКДОУ
д/с № 16 «Малыш» г.Омутнинск Кировской области

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*