эксклюзивные наборы
для рисования светом, цветом
и мелом, светящиеся наклейки и одежда

Родитель вместо логопеда

Развитие речи вне образовательной организации, советы родителям воспитанников младшего дошкольного возраста

Мы все согласимся с позицией, что лучше специалиста в своей области дело не сделает никто. И если родитель не силён в речевой коррекции, то, казалось бы, ему нет и смысла влезать в эту стихию. Но давайте поговорим о двух очень важных моментах, которые и станут отправными точками во взаимодействии родителей и педагогов в этой области.

Родитель вместо логопеда

Когда родители утверждают, что не знают, как развивать речь собственного ребёнка, это выглядит очень странно. Конечно, гораздо проще заплатить деньги за занятие (по лепке, аппликации, по танцам или всё тому же логопеду), нежели самим принять участие в интеллектуальном и речевом развитии ребёнка.

Частые отговорки: «Мой ребёнок меня совсем не слушает. Ах, он совершенно не может заниматься со мной!». Если мама не в состоянии наладить взаимодействие с собственным ребёнком, то как это сделает другой человек? Давайте вместо ответа на этот вопрос переберём все коробки и ящички в поисках забытых игр и предложим небольшой перечень светов, который будет полезен родителям.

Пластилин. Не все родители любят это чудо. Потому что большая часть пластилина остаётся везде, где можно, в том числе под ногтями ребёнка и на полу. Зато пользы сколько! Для начала: цвет. При играх с пластилином наглядно отрабатывается цвет и его словесное обозначение. Развитие мелкой моторики: мы говорим и о разных приёмах лепки - раскатывание, сплющивание, загибание, и о возможном правильном захвате авторучки или карандаша, когда приучаем отщипыванию кусочков пластилина тремя пальцами. Постоянное комментирование своих действий и работы ребёнка. Просите, чтобы малыш рассказывал, что он выполняет сейчас или собирается сделать через какое-то время. Включайте в свои ответы слова «сейчас», «потом», «затем», «после».

Цветная бумага. Работа с цветной бумагой, как и с пластилином, позволяет изучить цвета. А ещё геометрические формы, пространственные отношения «лево-право», «верх-низ».

Мелкие игрушки. В последнее время стало модным насыпать в широкие ёмкости фасоль и перемешивать её с мелкими игрушками. Массаж ладоней и подушечек пальцев, одновременная работа обеими руками очень благоприятно влияет на моторные зоны головного мозга. А они, как известно, располагаются рядом с речевыми и оказывают на последние определённое положительное воздействие.

Головоломки и пазлы. Никто не отменял эти игры. В зависимости от возраста и умения будет подбираться размер пазлов, главное не забывать оречевлять свои действия, уделять внимание понятиям «угол», «край», «боковая часть», «верх», «низ», «лево», «право». Зрительное восприятие как таковое, умение сравнивать собираемую картинку с образцом, формирование произвольного зрительного внимания – это далеко не все функции, которые можно развить в играх подобного плана.

Шумящие коробочки, которые очень легко собрать с ребёнком. Это весьма важный момент в речевом развитии: уметь слышать шумы, различать их и находить похожие. В любые маленькие картонные коробочки можно насыпать материалы, которые издают разные звуки. Это и пластиковые крышечки, и металлические, и фасоль, и одна крупная пуговица… Таких коробочек следует собрать по 2 штуки из каждого материала. Повторю, и наполнять коробочки, и играть с ними обязательно доставит малышу удовольствие!

Конструкторы и кубики работают над пространственным мышлением и, при оречевлении игры, обязательно закрепляют все те понятия, которые связаны с осознанием пространства. Ну, а дополнительно можно просто вводить новые слова в речь ребёнка, ознакамливая его через конструирование с предметами и явлениями действительности.

Детские песенки. Слушать и петь обязательно, потому что музыка положительно влияет на развитие правого полушария, что считается важным этапом формирования и закладки деятельности структур мозга. Кроме того, ритмизированные и ограниченные музыкой (её темпом, началом и финалом) стихотворные формы помогают организовывать детскую деятельность. А ещё благодаря песенкам, совершенно непроизвольно, обогащается словарь малыша. Удивительно, правда?

Бусы. Существуют специальные наборы, а можно подготовить и собрать такие игры самостоятельно. Для тех, кто спокойно относится к играм с пищей – пожалуйста, берите макаронные изделия, шнурочки и нанизывайте вместе с детьми макароны! И ожерелья, и браслеты будут в вашей семье в изобилии. Заодно можно обсудить моду и активизировать знания по лексическим темам «Одежда», «Обувь» и даже «Аксессуары» (заодно и ввести новое слово в речь).

Книги. Банально. Даже если вы сильно заняты на работе, введите правило чтения на ночь. Желательно, чтобы книжки были с цветными крупными картинками. Читать необязательно много. Главное условие – обсудить с малышом прочитанное и отметить на иллюстрациях только что услышанные эпизоды сюжета.

Ритмизированные игры (чистоговорки, короткие стихи с отхлопыванием) частенько помогают скоротать время при ожидании своей очереди в поликлинике, при дальних поездках куда-либо. Хочется включить телефон или другой гаджет? Забудьте! Повторяйте вместе с детьми что-нибудь забавное типа «Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь!».

Игры с мячом. Вам не обязательно затевать дома футбол. «Съедобное – несъедобное» все помнят? Чем не речевое стимулирование? Ведь на основе этой игры можно придумать всё, что угодно: звери и их детёныши, звери и их жилища, один – много и так далее. Такие активные игры позволят развить произвольное слуховое внимание, его концентрацию, общую моторную ловкость, умение соблюдать правила игры и способность слушать и слышать взрослого.

На самом деле, список игр перечисленным не ограничивается. И, обратите внимание: кажется, многие задания с речью напрямую не связаны. Тем не менее, речь развивается везде и постоянно.

И в заключении хочется заметить следующее. Для того, чтобы уж совсем не выглядеть белой вороной среди своих знакомых, можно записать своё чадо на гимнастику, хореографию, на плавание или любую другую секцию, направленную на развитие двигательной активности. А вот речь давайте учиться развивать самостоятельно. Это не трудно – было бы желание!

Ольга Алфёрова,
учитель-логопед высшей кв. кат.
ГБОУ Школа 2114, г. Москва

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
CAPTCHA
Введите слово на картинке*