"Игры и Игрушки. Эксперт" № 3-2018
Родительская экспертиза игрушек
По родительскому запросу на собрании были представлены рекомендации по выбору безопасных и полезных для развития детей игр и игрушек.
Цель: помочь родителям в выборе игрушек для дошкольников.
Задачи: познакомить с требованиями, которым должна соответствовать игрушка; привлечь к участию в экспертной оценке нескольких игрушек.
Предварительная работа: индивидуальный опрос детей с целью выявления любимых игрушек и игрушек, о которых дошкольники мечтают; оформление выставки игрушек и памятки для родителей «Выбираем игрушку»; подготовка «карточек для голосования» - цветных прямоугольников.
Ход собрания
Родителям предложили принять участие в экспертизе игрушек и познакомиться для этого с требованиями, которым должна соответствовать детская игрушка.1. Контрольная закупка. Родителям предложили выбрать на выставке игрушки для своего ребёнка, оставив около них цветные карточки. Для детей были представлены
- образные игрушки и атрибуты: куклы; мягкие игрушки; наборы животных, солдатиков и инструментов для труда; коляски и посуда для кукол; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Парикмахерская», «Больница»;
- дидактические и настольно-печатные игры: пазлы, разрезные картинки, мозаика, лото, игры с фишками и игровым кубиком, головоломки;
- набор деревянных строительных материалов, конструкторы «LEGO» и «CLICS»;
- технические игрушки: транспорт, детский компьютер, роботы, радиоуправляемые машины;
- музыкальные инструменты, куклы би-ба-бо, пальчиковый театр;
- мячи, скакалки, обручи.
2. Выбирают дети. Вниманию родителей представили видеозапись «Моя любимая игрушка» с рассказами детей об игрушках, которые им нравятся. 70% мальчиков предпочли роботов, различные машины и другие технические игрушки; 30% мальчиков в качестве любимых назвали черепашек ниндзя, Бэтмена и человека-Паука. 90% девочек рассказали о куклах, пони и мягких игрушках. Такой выбор детей позволил сделать вывод о гендерных различиях в предпочтениях.
3. Требования к игрушкам. Родителям сообщили, что в нашей стране есть Центры экспертизы игр и игрушек, которые занимаются профессиональной оценкой психолого-педагогических характеристик игрушек, их привлекательности, развивающего потенциала игрового действия и операционально-технических характеристик. Такая экспертиза проводится только по желанию производителей, и игрушки, получившие высокую оценку по всем критериям экспертизы, удостаиваются Знака качества «Детские психологи рекомендуют». Для ответа на вопрос «Как выбрать правильную игрушку для своего ребёнка?» родителей познакомили с презентацией «Требования к игрушкам» и обратили их внимание на вопросы, которые не следует оставлять без ответа.
- Безопасность. Есть ли на упаковке игрушки знак российского или европейского стандарта качества игрушки? Из какого материала сделана игрушка? Имеет ли она запах? Устойчивы ли краски? Прочны ли детали?
- Педагогические требования. Чему может научить игрушка? Какие разовьёт умения, навыки и способности?
- Психологические и нравственные требования. Какие чувства вызывает у вас игрушка? Это нежность и забота или злость, раздражение? Игрушка даёт возможность коллективного использования в совместной деятельности группы детей или взрослого и ребёнка?
- Эстетические требования. Игрушка соответствует представлениям о красоте? Она развивает чувства прекрасного или наоборот, формирует неправильные представления?
Родители вместе с воспитателем провели психологическую экспертизу конструктора «CLICS» и настольно-развивающей игры «Что лишнее», собравших наибольшее количество «карточек для голосования». Родители выяснили, что эти игры соответствуют всем предъявляемым к игрушкам требованиям и поэтому рекомендовали их к использованию детьми.
5. Игрушка-мечта. Родителям предложили назвать игрушку, о которой, по их мнению, мечтает ребёнок. Большинство взрослых указало планшеты, компьютеры и игрушки с пультом управления. Затем родителям предложили посмотреть видеосюжет «О какой игрушке я мечтаю?», чтобы узнать, о чём же на самом деле думают дети. Все дошкольники затруднялись в выражении своих желаний, потому что игрушек у них очень много. Затем дети назвали игрушки, которые часто видят на экране телевизора или в магазине. Эти игрушки автоматизированы и имеют множество функций, но игры с ними носят манипулятивный характер и быстро надоедают ребёнку.
6. Экспертиза игрушек. Родителям предложили самостоятельно провести экспертизу детского компьютера и робота, которые были отмечены большинством детей и родителей. Отметив положительные характеристики игрушек, родители отнесли к недостаткам компьютера маленький экран, неприятную по звучанию музыку, несоответствие заданий «Запомни и напиши слово», «Реши примеры» и других рекомендованному производителем возрасту детей 3+. Экспертиза радиоуправляемого стреляющего дисками робота также выявила недостатки: он большой и тяжёлый, имеет искажённый звук; игры с роботом очень ограничены. Вопрос «Чему могут научить игры с ним малыша?» вызвал у всех родителей затруднения с ответом.
7. Итог собрания. Родители выразили заинтересованность в дальнейшей экспертной оценке игр и игрушек. Педагоги предложили им памятки «Выбираем игрушку», поблагодарили за участие в экспертизе и пригласили на образовательное событие «Играем вместе».
Юлия Некрасова, педагог-психолог
Татьяна Лукьянова, воспитатель
МБДОУ Д/с № 31 г. Саров Нижегородской обл
Рекомендуем почитать
- Традиции и современность
- Авторские пособия по обучению чтению, математике, русскому и английскому языкам
- Выжигание по дереву, или как украсить детскую комнату в стиле ЭКО
- «Спортлэнд» 2017: интерактивная выставка детского досуга и семейного отдыха
- Комментарии