Семейные традиции на Руси

Конспект непосредственно образовательной деятельности для работы с детьми средней группы.

Приобщение детей к народной культуре оказывает влияние на их духовное, эстетическое и эмоциональное развитие, обогащает их словарный запас и помогает им понять, что они — часть великого русского народа.
Семейные традиции на Руси
Цель: приобщать детей к истокам русской культуры.

Психолого-педагогические задачи:

  • Расширять представление детей о старинных семейных обычаях на Руси;
  • Закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования: штампом и ватными палочками;
  • Создавать благоприятную атмосферу для детского сотворчества;
  • Обогащать словарный запас существительными: оберег, люлька, лапти, ухват, кочерга, кринка, прялка;
  • Уточнять представления детей о разных формах русского фольклора (загадки, пословицы, народная игра); развивать психологические процессы: внимание, память, мышление.

Интегрированные образовательные области:

  • «Познание»: расширять представления детей о семейных традициях на Руси.
  • «Коммуникация»: обогащать речь детей существительными на тему домашней утвари и обихода славян, развивать умение поддерживать беседу.
  • «Социализация»: расширять представления детей о народных традициях и обычаях на Руси; развивать инициативу, стремление выражать своё отношение к окружающему.

Форма работы с детьми: беседа, рассматривание иллюстраций с изображением русского народного костюма, домашней утвари; разучивание русских народных игр, пословиц, поговорок.

Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций домашней утвари, одежды славян, народных игрушек; рассматривание русских узоров, орнаментов; экскурсия в комнату «Русская изба»; чтение русских народных сказок, былин; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени и перенесёмся в Древнюю Русь. (Звучит фонограмма русской народной мелодии.)

Русь деревянная — края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.

Воспитатель. А знаете, почему Русь называют деревянной? (Ответы детей.) Давным-давно на Руси люди строили себе жилища только из дерева. Такие дома назывались избами. В старину каждый хозяин старался сделать свою избу не похожей на другие. Все избы были нарядными, словно русские красавицы. Все украшения к избе тоже были деревянными. И всё, что в избе, делалось из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

Воспитатель. Вот и подошли мы к такой избе. Милости прошу: проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошеных — возле порога.

Ой, ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси!

Воспитатель. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица.

Горница в избе небольшая,
Да красивая какая.
На убранство поглядите,
Да про всё мне расскажите!

Сейчас посмотрим, как вы знаете предметы быта в избе. Слушайте загадки.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для работы с детьми средней группы
Четыре брата Под одной крышей стоят. (Стол.)

Четыре ноги, два уха, Один нос да брюхо. (Самовар.)

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Чего схватит — отдаёт,
Сам в угол идёт. (Ухват.)

Чёрный конь
Скачет в огонь. (Кочерга.)

Ни свет, ни заря
Пошёл, согнувшись, со двора. (Коромысло.)

Без рук, без ног,
Во все стороны кланяется. (Люлька.)

Все голубки
Вокруг одной прорубки. (Ложки с миской.)

Воспитатель. А сейчас, мы поиграем в русскую народную игру.

Игра «Поясок»

Ход. Дети встают в круг. Водящий ходит по кругу с поясочком. Дети говорят слова: «Наш Ваня идёт, Ваня пояс несёт, кому дать, кому дать, кому пояс передать?» Тот, кто получит пояс, рассказывает о каком-нибудь предмете старинного быта.

Самовар. Русские люди любили почаёвничать, попить чай из самовара, особенно после бани. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочком сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.

Прялка. В старину в каждой крестьянской семье были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи.

Люлька. Люлька — это кроватка для младенца, её делали из дерева. Люлька устанавливалась рядом с печкой. Люльку покачивали, и младенец засыпал.

Сундук. В старину в горнице на полу стоял сундук с крышкой на петлях и с замком, в нём хранили вещи. Он был большой и тяжёлый, на нём даже спали.

Лапти. Лапти — обувь, в которой ходили крестьяне на Руси. Их плели из лыка или бересты.

Коромысло. Это деревянная дуга с крючками на концах. На коромысле носили вёдра с водой.

Ухват. Это длинная палка с вилкой на конце. При помощи ухвата ставили горшки и чугуны в печь.

Кочерга. Это деревянная железная палка с загнутым концом, при помощи которой перемешивали дрова в печи.

Кринка. Этот предмет делали из глины. В кринке хранили молоко.

Воспитатель. Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать шкатулку. Как вы думаете, что в ней хранили? (Мелкие предметы.) А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами поиграем на ложках.

(Звучит русская народная мелодия «Ах, вы сени…», которую дети выстукивают на деревянных ложках.)

Воспитатель. А какие пословицы мы знаем о ложке? (Дети рассказывают.)

  • Красна ложечка с похлёбкой, а не сухая.
  • Дорога ложка к обеду.
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать.
  • Руки не протянешь, так сама не придёт.
  • Пустая ложка рот царапает.

Воспитатель. Дети, а вы знаете, что ложку в старину использовали как оберег (амулет). Ложки в семьях передавались из поколения в поколение. Ложка — это символ сытости, благосостояния и довольства. Сегодня мы с вами будем заниматься росписью ложек в нашей горнице. А знаете ли вы, чем рисовали на Руси? (Угольками, пёрышками.) А мы сегодня с вами будем рисовать при помощи приготовленных трафаретов и ватных палочек. (Звучит русская народная мелодия. Дети расписывают ложки.)

Воспитатель. Ой, вы, гости дорогие, у нас ложки расписные.
Рисовали их, старались, подарить вам собирались.
Приходите в гости к нам, рады мы всегда гостям!
Как для вас, мои друзья, наша печка напекла,
Пятьдесят пирогов. не найти едоков!
Пирожков поешьте, да себя потешьте! (В конце занятия воспитатель угощает детей и гостей пирогами.)

Елена Елшина, воспитатель МДОУ «Детский сад № 6»,
г. Галич, Костромская область

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*