Широкая Масленица

Фольклорный праздник для учащихся 1-4-ых классов

Цель: приобщение учащихся к культурным ценностям, возрождение и сохранение народных традиций.

Широкая МасленицаЗадачи:

  • знакомить с эпизодами народных масленичных гуляний, воспроизводить некоторые обрядовые моменты праздника;
  • создавать условия для совместной познавательно-игровой деятельности детей;
  • развивать навыки сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
  • развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю.

Предварительная работа: изготовление куклы-Масленицы из соломы, разучивание хороводов, частушек, игр, повторение загадок, пословиц, поговорок. Родители: пошив русских народных костюмов для мальчиков и девочек, приготовление блинов.

Оформление зала: в стиле деревенской горницы (на окнах и на дверях занавески с вышивкой), стол, накрытый вышитой скатертью, на столе деревянная расписная посуда, самовар, на больших блюдах – блины. Возле стола с обеих сторон – скамьи для детей, покрытые самоткаными дорожками.

Ход мероприятия

(Звучит музыка «Масленица», гости и родители проходят в зал и садятся на свои места.)

1-й скоморох: Всем, всем, всем! И тем, кто подходит, и кто уже здесь. Объявляем важную весть!

2-й скоморох: Все от мала до велика, молодцы и молодицы, собирайтесь к нам на праздник – праздник Масленицы! (Звучит русская народная мелодия «Коробейники». Все дети заходят в зал и рассаживаются на свои места.)

1-й скоморох: Здравствуйте, честные гости!

Проходите, не стесняйтесь!

Всё смотрите! Улыбайтесь!

2-й скоморох: Может, где сказка и кончается, а у нас Масленица начинается.

Веселья у нас много разного! Подходи, смотри,

Будем Масленицу праздновать!

Сыграем, спляшем, руками помашем.

Ногами потопаем, а то и руками похлопаем! (Скоморохи вместе с детьми называют дни Масленицы. Все дети встают в хоровод вокруг Масленицы и поют песню «Как на масленой неделе». Затем чучело Масленицы убирают за ширму.)

1-й ученик: Масленица – кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом. Блином.

И румяным пирогом!

2-й ученик: А мы Масленицу ожидали,

Киселя с молоком не хлебали.

Вот и Масленица во двор въезжает.

Широкая, во двор вступает. (Выходит Масленица – взрослый, наряженный в костюм.)

Масленица (кланяется в пояс):

Здравствуйте, люди добрые! Прошло время злой зимы – Мораны. Солнышко начинает прогревать в полуденную пору: оно тешится – играет, заставляет плакать белые снега слезами горючими, а деревенский народ – радоваться, да чествовать госпожу – Масленицу.

1-й скоморох: Рады видеть тебя, Масленица, для тебя мы танцуем и поем.

2-й скоморох: Нам везде надо успеть – и сплясать и песню спеть!

Скоморохи (поют вместе): Ты гуляй, гуляй, Матвей, не жалей своих лаптей,

Батька лыка надерёт – лапти новые сплетет.

А ну, ребятня, запевай частушки! (Выходят дети и поют частушки.)

Масленица: Ох, и хорошо вы поёте, ребята! Ноги так сами в пляс и идут! А сейчас я приглашаю всех детей и всех гостей поиграть в игру «Ручеёк». (Скоморохи приглашают всех встать парами и поиграть в игру. После игры все садятся на свои места.)

1-й скоморох: А расскажи-ка, Масленица, как блиночки пекла? Как блиночки пекла, сколько сдобья клала?

Масленица: Растворила я блины, на холодной на воде.

2-й скоморох: Ну и Масленица! А у нас блины не такие. (Проводится игра-кричалка. Одна часть детей кричит – «Блины!», другая – «С припёком!», затем все выполняют движения.)

1-й скоморох: Как на Маслену неделю каждый день с утра мы ели… Что?

БлиныДети: Блины! С припёком! (2 раза)

1-й скоморох: Вокруг себя с подскоком! (Дети выполняют движения. Далее игра проходит аналогично согласно тексту.)

В обед чай пивали, горстями в рот кидали... Что?

С припёком! Блины! Поклон для Зимы!

Ну, а в ужин, как всегда, лучшая для нас еда…Что?

Блины! С припёком! Прыжки с прихлопом.

2-й скоморох: А мы и песню про блины знаем. (Исполняют вместе с детьми песню «Блины».)

Масленица: А какая же Масленица без весёлой и шумной ярмарки? (Выходят ребята с лотками, в них товары различные: пироги, блины, ленты, нитки, орешки.)

Торговцы (наперебой): Вот орешки! Хорошие орешки! Вкусные, на меду! Давай в шапку накладу! Кому пирожки, горячие пирожки? С пылу, с жару – гривенник за пару! Нажарила, напекла Акулина для Петра! Давай – расхватывай! Булавки, иголки! Стальные приколки! За один пучок, плати пятачок!

Масленица: Хороши ваши товары! А теперь, ребята, потешьте меня – отгадайте мои загадки.

Бело, да не снег; сладко, да не мед; от рогатой берут и детям дают. (Молоко.)

И комковат, и ноздреват, и мягок, и ломок, а всех милей. (Хлеб.)

Не пахарь, не столяр, не кузнец, не плотник. А первый на селе работник. (Лошадь.)

За моей избушкой висит хлеба краюшка: собаки лают, а достать не могут. (Месяц.)

Черён, да не ворон, рогат, да не бык, 6 ног без копыт: летит – воет, падет – землю роет. (Жук.)

1-й скоморох: А сейчас, ребятня, вспомнить пословицы и поговорки нам пора! (Дети рассказывают пословицы и поговорки на тему Масленицы.)

2-й скоморох: Засиделись мы что-то, пришла пора в игру поиграть! (Дети встают в две шеренги – одна против другой. Игра «А мы просо сеяли.)

1-й скоморох: Эй, малышня, выходи сюда! Будем «Танец с ложками плясать», Масленицу ублажать! (Танец с ложками на народную мелодия «Я на горку шла».)

Масленица: Вы, ребята, молодцы! Пляшете так хорошо! Но прошла масленая неделя, и пришла пора прощаться нам с вами.

1-й скоморох: Спасибо всем, спасибо вам! Заходите ещё к нам! Всегда рады мы гостям!

2-й скоморох: А сейчас, детвора всем на горку вам пора! Быстро все вы собирайтесь и теплее одевайтесь!

Масленица: Главную роль играют на праздник Масленицы блины, которые пекутся всю неделю: на блины зовут гостей и блинами везде угощают. Что ж, пора и нам подкрепиться и блинами угоститься. (Масленица уводит детей из зала и угощает их блинами в классе. Затем все дети идут вместе с Масленицей и родителями на горку.)

Ольга Квашнина, учитель начальных классов
Ирина Кочнева, учитель начальных классов
Ольга Буянкина, учитель начальных классов
МКОУ «Квашнинская СОШ», Свердловская обл

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*