Состав числа 10

Интенсивное занятие на состав числа 10 тренирует детей в счёте. Общий ручеёк знаний благоприятно воздействует на Состав числа 10сплочение класса.

Цель: закрепить знание состава числа 10.

Задачи:

  • совершенствовать умение выполнять задания, требующие знание состава числа 10;
  • записывать выражения по рисунку или соотносить предложенные с рисунком;
  • выполнять группировку чисел;
  • выявлять закономерности;
  • развивать внимание, память, логическое мышление, воображение, математическую речь;
  • воспитывать интерес к предмету, аккуратность, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: рисунок к загадке, модель капельки, карточки с числами, геометрические фигуры – маленькие и большие квадраты разного цвета, рисунок «волшебного колеса», стопка тетрадей, перфокарты, капелька для каждого ученика.

Ход занятия

Учитель: Ребята, здравствуйте. Посмотрите за окно, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Учитель: Что изменилось в природе?

Дети: Рано темнеет, дует холодный ветер, часто идёт дождь.

Учитель: Действительно, посмотришь в дождик на окно, всё оно залито маленькими капельками.

Учитель: Каждая наша капля особая, она не простая и предлагает вам задание. Если мы быстро и правильно выполним задание, то эта капля попадает в ручеёк знаний, пока что ещё маленький.

Учитель: Разгадайте правило, по которому составлен ряд чисел, и продолжите его (только однозначные числа).
4, 6, 5, 7, 6, …, …, …, …

Дети: 4, 6, 5, 7, 6, 8, 7, 9, 8 (фронтальная проверка).

Учитель: Уменьшите каждое число в ряду на 3. На обратной стороне доски даны ответы. (Дети проводят самопроверку.)
1, 3, 2, 4, 3, 5, 4, 6, 5,

Учитель: Мы справились с заданием, и первая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).

Учитель: На доске даны карточки с числами 1-9. Я говорю задание, вы должны подумать и выбрать карточку с нужным ответом:

  • на сколько число 8 больше числа 4?
  • на сколько число 7 меньше числа 9?
  • число 9 уменьшить на 3;
  • число 2 увеличить на 1;
  • чему равна сумма чисел 2 и 5?
  • чему равна разность чисел 7 и 6?

Дети: 4, 2, 6, 3, 7, 1 (фронтальная проверка).

Учитель: Вставьте вместо точек числа, чтобы получились верные записи. Использовать можно только числа, полученные в первом Вставьте вместо точек числазадании.
… + …=… - …
… - …=… - …
… + …=… + …
(Задание выполняется самостоятельно в тетрадях, затем проверяется у доски. Рассматриваются все варианты ответов.)

Учитель: Мы справились с заданием, и вторая капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).

Учитель: Назовите числа, которые нужно вставить в «окошки». (Учащиеся называют числа, выходят к доске и переворачивают карточки: 3, 9, 5, 1, 6, 10.)

Учитель: Назовите лишнее число.

Дети: 10.

Учитель: Почему?

Дети: Двузначное, один десяток.

Учитель: Подумайте, какую задачу урока мы ставим? Зачем?

Дети: Повторение и закрепление состава числа 10, чтобы потом легко и быстро выполнять сложение и вычитание. (Сообщение темы и задач урока.)

Учитель: Мы справились с заданием, и третья капелька попадает в ручеёк знаний (капельку помещаем в ручеёк).

МатематикаУчитель: У меня в стопке тетради. Сколько их?

Дети (считают): 5.

Учитель: Я добавила ещё несколько. Сколько стало?

Дети (считают): 10.

Учитель: Сколько я добавила тетрадей?

Дети: 5.

Учитель: Как получили 10?

Дети: 5 + 5=10. (Выражение записывается на доске и в тетради.)

Учитель: Даны фигуры. Назовите их. По какому признаку нужно разбить все фигуры на две группы, чтобы это соответствовало выражению 5 + 5?

Дети: По цвету. (Ученик у доски делит фигуры по цвету на две группы.)

Учитель: По какому ещё признаку можно разбить фигуры?

Дети: По размеру. (Ученик у доски делит фигуры по размеру на две группы и записывает выражение 6+4=10, 4+6=10. Дети записывают в тетрадь.)

Учитель: Давайте отвлечёмся и проведём физкультминутку «Хомка».
Хомка-хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.)

Учитель: Перед вами игра «Волшебное колесо». Расположите числа от 1 до 9 так, чтобы в любом направлении по прямой линии получилось в сумме 10. (Ученики выходят к доске и записывают пары чисел.)

Учитель: А теперь напишем новые выражения на доске и в тетради: 1+9=10; 9+1=10; 2+8=10; 8+2=10; 3+7=10; 7+3=10. Прочитайте все выражения (записи в тетради). Мы справились с этими заданиями, поэтому все капельки попадают в ручеёк знаний.

Учитель: Теперь нам предстоит работа по учебнику Н.Б.Истоминой. (Страница 125 № 291, работа в парах.) Рассмотрите каждую Капляпару рисунков. Что происходит?

Дети: Количество кругов увеличивается.

1-я пара объясняет: число красных кругов увеличили на 2, стало 10 (8+2).

2-я пара: число жёлтых кругов увеличили на 4, получили 10 (6+4).

3-я пара: число зелёных кругов увеличили на 5, получили 10 (5+5).

4-я пара: число синих кругов увеличили на 3, получили 10 (7+3).

Учитель: Какого случая не хватает?

Дети: 9+1=10

Учитель: Откройте свои тетради (ТПО). Страница 37 №79. Первое задание выполняем с объяснением. В треугольнике 4 круга. Какой цифрой записали это число?

Дети: 4.

Учитель: Сколько надо дорисовать кругов до 1 десятка?

Дети: 6.

Учитель: Сколько всего кругов?

Дети: 10. Для записи этого числа используем две цифры: 1 и 0.
(Дальше задание выполняется самостоятельно. После выполнения – проверка.)

Учитель: У вас на столе перфокарта, с помощью которой я проверю, как вы усвоили состав числа 10. А опускать нашу последнюю капельку в ручеёк знаний или нет, я решу после проверки выполненной работы. Учитель: Подведём итоги. Что повторили на уроке? Какие задания больше понравились? На столе у каждого из вас маленькая капелька. Если вы уверены, что хорошо знаете состав числа 10, не затруднялись при выполнении заданий, то ваша капелька попадает в ручеёк знаний. Если кто-то не уверен в себе, пусть эта капелька пока останется с вами. И когда вы убедитесь в своих знаниях, тогда опустите капельку в общий ручеёк. Может быть это будет завтра. (Дети выходят к доске и опускают свою капельку в «ручеёк знаний»-конверт.)

Татьяна Гаврилова, учитель начальных классов, МБОУ «СШ № 29
с углублённым изучением отдельных предметов», г.Смоленск

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*