Технология мобильного обучения

Технология мобильного обучения как современная образовательная технология в условиях ДОО.

Мобильное обучение – mobile learning – это элек­тронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное месторасположением учащегося. К мобильным устройствам, которые возможно использо­вать для обучения в детском саду, относятся планшеты. В методических рекомендациях для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно-пространственной среды в Технология мобильного обучениясоответствии с ФГОС выделены функциональные и дидактические возможности «интерактивных планше­тов». Но их краткий обзор не даёт дошкольному педа­гогу полного представления о преимуществах данной технологии обучения. Так в чём же состоит секрет использования мобильных устройств как образователь­ного инструментария?

Основная идея данного формата обучения – мобиль­ность, а значит, воспитатель не ограничен простран­ством четырёх стен, и образовательная деятельность может быть развёрнута на игровой площадке, во время экскурсии в парке, в условиях группы детского сада (на полу, на трансформируемой мебели, за столами с дидак­тическим материалом). Эта идея соответствует Стан­дарту дошкольного образования, предусматривающего «реализацию Программы в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры (например, виртуальной игры-путешествия, допол­ненной элементами реальности), в форме познаватель­ной и исследовательской деятельности (планшет стано­вится инструментом сбора и анализа объектов наблюдения), в форме творческой активности, обеспечи­вающей художественно-эстетическое развитие ребёнка».

В основе мобильного обучения детей лежат программные продукты или мобильные приложения, которые в соответствии с рекомендациями ФГОС разде­ляются на:

  • обучающие, направленные на решение в игровой форме задач, стимулирующих различные виды активности детей, отвечающих за развитие их пространственно-математических представлений, грамотности, за экологическое воспитание и другое;
  • развивающие, способствующие познавательному и творческому самовыражению ребёнка.

Развивающие мобильные приложения могут быть использованы в разных видах деятельности, так как имеют набор инструментов, действия с которыми зада­ются педагогической ситуацией. Например, мобильное приложение Explain Everything может быть использо­вано и как средство поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, и как дидактиче­ское средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Основная задача воспитателя, использующего программные продукты в своей деятельности, – научить дошкольников действовать с инструментами мобильного приложения: ориентироваться в визуальных символах, фиксировать объекты наблюдения, сохранять и переда­вать данные цифровых объектов. Итогом такой деятель­ности становится электронный Мобильное обучениепроект (или электронный продукт), который сохраняется в разных типах файлов и отправляется в электронное портфолио ребёнка.

При интеграции электронных образовательных ресурсов в традиционные виды деятельности детей наиболее эффективно использовать для создания дидак­тических упражнений фотографии, связанные с повсед­невным опытом детей. Этот приём позволяет создать необходимый баланс между электронными и традицион­ными формами обучения, сделать объектом исследова­ния непосредственный опыт ребёнка, зафиксированный с помощью камеры в формате видеофайла или фотографии.

Нельзя обойти вниманием и такой вид деятельности дошкольников, как рисование. Так же, как при «пальчи­ковом рисовании», ребёнок, «обмакивая» палец в нужный цвет, делает первые штрихи (контуры) в рабо­чем поле цифровой среды. Поле деятельности в цифро­вой среде с арт-объектами расширяется: можно озвучить рисунок, сделать его элементом мультфильма, добавить в рабочее поле дополнительные объекты, создав коллаж. В настоящее время появились инновационные программ­ные продукты, которые дают детям элементарные пред­ставления о новых способах создания электронного проекта, мультфильма, игры. Дети рисуют в графиче­ском редакторе своих героев, «оживляют» их действия с помощью блоков кода, озвучивают, видят результат своей деятельности в цифровом проекте, обсуждают свои работы с другими детьми в группе или на сетевом ресурсе программного продукта.

Программирование является продуктивной деятель­ностью, основа которой – умение составлять алгоритмы. Данный навык дети могут освоить самостоятельно в специальных программах, наиболее популярные из кото­рых Lighbot Hour и Bee-bot.

Существуют отечественные программы, например, «ПиктоМир», разработанный НИИСИ РАН по заказу Российской академии наук, которые воспитатель может предложить детям старшего дошкольного возраста в форме свободной игры или интегрировать данный программный продукт в деятельность на занятиях по развитию математических представлений.

Дошкольный возраст – возраст активного овладения средствами коммуникации и речевой активности. Для детей раннего возраста характерно подражание и повто­рение эмоциональных простых речевых конструкций: звуков животных, машин и др. Эти речевые упражнения можно сделать в форме игры в мобильном приложении TinyTap. При этом все герои могут быть реальным окру­жением малыша – для этого надо сделать фотографии его любимых зверей, игрушек. И первый эмоциональный восторг ребёнка – узнавание героев своих повседневных игр, которые стали персонажами электронной игры.

Для детей старшего возраста эффективным инстру­ментом развития речи является использованием приёма звукозаписи в процессе создания электронного проекта сказки, мультфильма. Озвучивая объекты наблюдения, ребёнок учится рассуждать, сравнивать, проводить аналогии, делать собственные выводы. Самое главное – он может «услышать себя» со стороны и отредактиро­вать свою звукозапись. А это значит, что есть образова­тельные условия для формирования элементарной рефлексии.

Алёна Молоднякова, педагог-психолог, директор

детского сада «Лигрёнок», г. Нижний Тагил

Комментарии (0)

Рекомендуем почитать

Подпишитесь и получайте журналы бесплатно!

E-mail*
Имя*
Отметьте издания, на которые вы хотите подписаться
Журнал «Игры и Игрушки» - для родителей и всех, всех!
Журнал «Игры и Игрушки. Эксперт» - для педагогов!
Журнал «Игры и Игрушки. Гид» - для предпринимателей!

Рассылка свежих номеров журналов производится в начале каждого второго месяца.
Тематическая рассылка новостей издательства производится один-два раза в неделю.

    Контакты    
Регистрация Забыли свой пароль?
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Ваше имя*
Телефон*
Защита от автоматических сообщений
Введите слово на картинке*