"Игры и Игрушки. Эксперт" № 2-2015
В гостях у Хозяйки Медной горы
На этом занятии ребята отправляются в волшебное путешествие по богатому и красивому уральскому краю
Задачи:
- обобщить знания детей о произведениях П.П.Бажова. Продолжать знакомить с красотой и богатствами Уральского края, с его традициями, с занятиями людей в прошлом, с их бытом;
- развивать умение отвечать на вопросы воспитателя;
- воспитывать любовь к родному краю, желание узнать о нём больше.
Предшествующая работа: Ознакомление с легендами об Урале. Прослушивание стихов уральских поэтов о родном крае. Ознакомление с биографией П. Бажова и сказами. Чтение и повторение пословиц о Родине. Рассматривание коллекции камней.
Материал к занятию: фотографии уральских самоцветов, изделия из самоцветов, коллекция каслинского литья, коллекция камней, портрет П.П.Бажова, книги П.П.Бажова для выставки, фотографии природы Урала, географическая карта.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться в путешествие по Южному Уралу в гости к самой Хозяйке Медной горы. Сегодня, когда я пришла на работу, то на столе я нашла письмо. (Демонстрируется письмо.) Послушайте, что написано в нём.
«Здравствуйте, ребята. Я узнала, что вы собираетесь ко мне в гости, чтобы посмотреть на мои сокровища. Но попасть ко мне непросто. Вы должны пройти сложный путь и ответить на все мои вопросы. За каждое правильно выполненное задание вы получите по камню самоцветному. В помощь вам — карта. Путь ваш будет лежать через ваш родной край, побываете в гостях у Павла Петровича Бажова, посетите музей в городе Касли, рассмотрите мои камни самоцветные, а там и до меня рукой подать. Хозяйка Медной горы».
Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путешествие? (Да.) Первая остановка: «Наша Родина». Мы с вами живём в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: Правильно, у нашей страны удивительное, красивое, звучное имя — Россия! В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенная природа, красивые города, удивительные люди. Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Посмотрите, ребята, на карту. Вот как много места занимает наша страна. В народе говорят: «Русский человек — без Родины не живёт».
А теперь потренируемся. Продолжите пословицу:
Одна у человека мать, … (одна у него и Родина).
Человек без Родины, что соловей … (без песни).
Где кто родится, … (там и пригодится).
Нет на свете ничего краше, чем … (Родина наша).
В своем болоте и лягушка поёт, а на чужбине … (и соловей молчит.)
Родина краше солнца, дороже … (золота).
Воспитатель: Молодцы, знаете пословицы. А вот и первый камушек в нашу копилку. Сейчас Марк и Ариша расскажут стихотворение о нашей Родине. (Дети выступают с подготовленными стихами.)
Молодцы, ребята! А кто знает, как называется то место в России, где мы живем? (Урал.) Живём мы с вами на Урале, в очень богатом и щедром краю, недалеко от Уральских гор. И сейчас об этом нам расскажет Арсений. (Выступление ребёнка.)
Воспитатель: Наш край очень красивый в любое время года (обращается внимание детей на фотографии природы Урала). Красоту нашего края воспели в своих стихах многие поэты. Стихотворение Аси Горской прочитают Таня и Илья. (Выступление детей.)
Воспитатель: Урал — очень древний край. Людей сюда привлекали Уральские горы, которые тянутся с севера на юг на две тысячи километров. (Демонстрируются на карте Уральские горы.) В этих старых горах скопились залежи полезных ископаемых, которые нужны человеку. Назовите, какие полезные ископаемые вы знаете?
Дети: Уголь, железная руда, медь, золото.
Воспитатель: Молодцы, ещё один камушек подарила нам Хозяйка Медной горы. Скажите, кто был самым знаменитым сказителем на Урале?
Дети: Павел Петрович Бажов.
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием справились. Павел Петрович не понаслышке знал о металле, руде, самоцветах, ведь его дед и отец были горнозаводскими мастерами. Он много общался с простым народом, собирал легенды, которые ему рассказывали рабочие горных заводов. А потом эти легенды перелагал в сказы, жанр, который он придумал сам. Кто помнит, что такое сказ? (Ответы детей.) Правильно, сказ – это сказка на основе достоверных фактов, легенд с некоторым вымыслом. П.П.Бажов много сказов подарил не только уральскому народу, но и всему миру.
Воспитатель: Следующая наша остановка «Музей каслинского литья в городе Касли». (Дети рассматривают герб города Касли. Вид на город Касли. «Посещают» музей каслинского литья, рассматривая изделия из каслинского литья.) Молодцы, славно попутешествовали по городу Касли. Ещё один камень подарила нам Хозяйка Медной горы.
Воспитатель: Следующая наша остановка: «Красота самоцветов». А кто знает, что такое самоцветы? (Ответы детей.)
Самоцветы – это камни. Но камни особые: очень красивые, прозрачные, цветные, яркие. Никто не окрашивал их – они сами, от природы, такие: переливаются, сверкают, светятся разными цветами. Поэтому их и называют самоцветами. Самоцветы очень редкие и дорогие камни. Их добывают только в нескольких места во всём мире, в том числе и на Урале. Уральская подземная кладовая самоцветов – самая богатая в мире. Здесь добывают и изумруд, и яшму, и аметист, циркон, хризолит, топазы, аквамарины и др. А кто мне скажет, какой самый знаменитый уральский камень?
Дети: Малахит.
Воспитатель: Верно. Малахит прославил Урал на весь мир, потому что в нашем крае были самые большие залежи этого камня. Молодцы, справились и с этим заданием. В награду 6-й камень. Только вот для чего человек использует самоцветы? (Ответы детей.) Из самоцветов делают различные украшения, шкатулки, рамки для картин. (Рассматривание украшений). 7-й камень в награду за ваши знания о самоцветах. А ещё Урал знаменит изделиями из бересты и камней самоцветных. (Демонстрация картин.) Они не нарисованы, на срез дерева наклеена каменная крошка.
Воспитатель: Ну, вот мы и добрались до владений Хозяйки медной горы! Давайте посмотрим на её сокровища. (Рассматривание коллекции камней.)
Ребята, сегодня мы закрепили знания о нашем родном крае. Повторили сказы П.П.Бажова. А что вам запомнилось и понравилось больше всего? (Выслушать ответы детей.)
Наталья Волкопялова, воспитатель 1-й кв. кат.,
МБДОУ Д/с «Родничок», г. Озёрск, пос. Новогорный
Рекомендуем почитать
- Готовимся к весне!
- Товары для игр в детском саду
- Аникина Алевтина Павловна
- Знакомство с треугольником. Ёлочка из фетра
Спасибо, ваш отзыв учтён
Как вам материал?
- Комментарии